Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) ( 5 ) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124) (125) (126) (127) (128) (129) (130) (131) (132) (133) (134) (135) (136) (137) (138) (139) (140) (141) (142) (143) (5)

шзких и высоких темиератзф становятся хрупкими, рас-рескиваются и теряют изоляционные свойства. Воз-ложны разрушение лакокрасочных покрытий и измене-тие свойств пропиточных материалов, которые могут вызвать пробой или перекрытие между выводами по товерхности диэлектриков.

При низких температурах перестают работать некоторые типы электролитических конденсаторов, не возбуждаются кварцевые кристаллы, твердеют и растрескиваются воск и некоторые защитные компаунды, разряжаются аккумуляторные батареи при недостаточной плотности электролита. Увеличение вязкости смазочных материалов может вызвать заедание подвижных частей механизмов.

В местах сопряжений материалов с разными температурными коэффициентами линейного расширения образуются зазоры или местные напряжения. Возможно нарушение контактов в штепсельных разъемах, так как металл и пластмассы имеют разный температурный коэффициент расширения. Часто наблюдается прилипание контактов реле, нарушение герметичности и другие повреждения, вызванные перепадами температуры.

Высокая влажность воздуха вызывает уменьшение поверхностного сопротивления диэлектриков и объемного сопротивления гигроскопических материалов. Водяные пары осаждаются на поверхности диэлектриков и, смешиваясь с загрязнениями, образуют проводящую пленку. Поверхностное сопротивление диэлектрика уменьшается, и диэлектрик может зашунтировать сопротивление утечки ламп или другие высокоомные сопротивления. Это может быть, например, при монтаже вы-сокоомных сопротивлений на гетинаксовых платах с лепестками и низком качестве лакового покрытия поверхности платы. Кроме того, может возникнуть перекрытие между лепестками платы.

Влага в атмосфере содержит не только пары воды, но и растворы солей и кислот. Осаждаясь на поверхности металла, влага образует пленку электролита, вступающую в химическое взаимодействие с металлом. Происходит быстрое разрушение поверхности металла - коррозия. Коррозия уменьшает механическую прочность металла, вызывает нарушение контакта, обрыв тонких проводов. В местах соприкосновения металлов



могут получаться гальванические пары, разделенные пленкой электролита, и коррозия происходит особенно быстро.

Степень влажности воздуха характеризуется относительной влажностью, выраженной в процентах.

Абсолютная влажность, т. е. весовое количество водяных паров в одном кубическом метре воздуха, не может в достаточной мере характеризовать влияние влажности, так как осаждение влаги на поверхности и поглощение ее гигроскопичными материалами зависит при данной абсолютной влажности от температуры. При некоторой температуре, называемой точкой росы, воздух насыщается водяными парами и дальнейшее понижение температуры приводит к конденсации паров и образованию тумана. Для каждого значения абсолютной влажности существует определенная точка росы и наоборот, каждой точке росы соответствует определенная абсолютная влажность. Отношение абсолютной влажности воздуха при данных условиях к его абсолютной влажности в точке росы при той же температуре называется относительной влажностью. Влияние повышенной влажности особенно сказывается при влажности 90% и более.

Если аппаратура или ее элементы подвергаются воздействию соленых брызг или она при эксплуатации погружается в соленую воду, то усиливается коррозия, особенно в местах соприкосновения разнородных металлов.

В теплом влажном и затемненном месте при неподвижном воздухе создаются благоприятные условия для образования плесени. Плесневые грибки содержатся в большом количестве в почве. Попадая в изделие вместе с пылью, они при благоприятных условиях быстро размножаются и образуют плесень. Питаясь различными изоляционными материалами, находящимися в изделии, грибки разрушают их. Плесень содержит много влаги, которая способствует коррозии металлов. Пыль может содержать не только плесневые грибки, но и растворимые соли. Попадая в изделие и поглощая влагу из воздуха, такая пыль становится проводником, снижает поверхностное сопротивление диэлектриков и способствует коррозии металлов. Нерастворимые частицы



пыли и песок ускоряют износ механизмов и могут нарушить контакт в переключателях и реле.

Пониженное атмосферное давление наблюдается в высокогорных районах и верхних слоях атмосферы. На рис. 2-1 показана зависимость атмосферного давления от высоты. При пониженном атмосферном давлении теплопроводность воздуха уменьшается, ухудшается отвод тепла и температура в изделии повышается.

С увеличением высоты и, следовательно, уменьшением атмосферного давления уменьшается электрическая проницаемость воздуха. Одновременно уменьшается электрическая прочность воздуха и возрастает опасность пробоя и перекрытия по поверхности диэлектриков.

Ионизация воздуха солнечными лучами еще более увеличивает

О Ч 8 12 16 20 24 28 Высота, над уровнем моря, км


Рис. 2-1. Завиримость атмосферного давления от высоты.

опасность проОоя. Интенсивное облучение Солнечными лучами повышает температуру в изделии, кроме того, солнечный свет разлагает некоторые материалы: лакокрасочные покрытия, некоторые пластмассы и ткани. Существенно влияют на работоспособность аппаратуры условия хранения. В сыром, теплом и затемненном месте создаются благоприятные условия для образования плесени. Хранение на морозе приводит к необратимым деформациям некоторых материалов. Особенно вредно сказываются резкие перепады температуры, которые возникают из-за суточных изменений температуры, при переносе аппаратуры из холодного помещения в теплое и, наоборот, при периодическом отапливании места хранения. Например, если аппаратура, смонтированная в кузове автомобиля, долгое время была на морозе и после этого кузов автомобиля прогрет, то в аппаратуре появляется влага, которая может быть причиной пробоя по поверхности диэлектриков.



(0) (1) (2) (3) (4) ( 5 ) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124) (125) (126) (127) (128) (129) (130) (131) (132) (133) (134) (135) (136) (137) (138) (139) (140) (141) (142) (143)