Главная -> Книги

(0) ( 1 ) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (1)

стематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний, приобретение практических навыков творческого решения конкретных конструкторских задач. В процессе курсового проектирования студент должен продемонстрировать умение использовать теоретические знания, накопленные в результате изучения предшествуюш,их дисциплин для решения конкретной конструкторской задачи, освоить новый дополнительный материал для разработки элементной базы РЭА на современном уровне достижений науки и техники. Овладение основами проектирования, конструирования и расчета важно не только для инженера-конструктора, но и для инженера-технолога, инженера-эксплуатационника, так как без понимания конструкции устройства и работы его деталей, без учета нагрузок, действующих на них, невозможны грамотное изготовление комплектуюш,их РЭА и правильная их эксплуатация.

Таким образом, для успешного проведения курсового проектирования студент должен:

1) глубоко изучить физические процессы, протекаюш,ие в УФЭ и ЭРЭ, их конструкции, влияние последних на электрические параметры;

2) расширить знания по технологическим процессам (ТП), применяемым при изготовлении УФЭ и ЭРЭ в условиях гибкого автоматизированного производства;

3) научиться оценивать перспективность различных типов УФЭ и ЭРЭ и улучшать их выходные характеристики при допустимых паразитных параметрах;

4) приобрести навыки (основы) ведения научно-исследовательской работы (выполнение расчетов на ЭВМ при оптимизации конструкций деталей и сборочных единиц);

5) уметь анализировать результаты расчета и принимаемые конструкторские решения с целью обеспечения прочности, надежности, долговечности, технологичности, снижения массы, габаритных размеров и стоимостных показателей проектируемого УФЭ или ЭРЭ;

6) выполнять требования, предъявляемые к оформлению конструкторской документации;

7) научиться пользоваться технической литературой, в том числе справочниками, ГОСТами, ОСТами и другими нормативными документами.

Полученные знания помогут студентам при выполнении последующих курсовых проектов, в том числе и дипломного, так как общая методика и логика конструкторского проектирования одинаковы как в дипломном проекте, направленном на конструкторскую разработку блока РЭА, так и в курсовом.



§ t.3. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПРИ КУРСОВОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

В основе проблемного обучения лежат законы развития человеческого мышления.

При проблемном обучении ставится задача и организуется ее решение, в процессе которого знания усваиваются путем поисковой деятельности обучающихся. Именно так познавательная деятельность студентов приобретает научный характер, а знания, полученные самостоятельно, усваиваются полнее, лучше запоминаются.

Можно привести следующие основные этапы проблемного обучения студентов:

1) возникновение основной проблемной ситуации при знакомстве студента с заданием на курсовое проектирование (необходимо не просто разработать конструкцию УФЭ или ЭРЭ, хотя это тоже сложно для обучающегося, но и обеспечить соответствие конструкции указанным в задании требованиям). Таким образом, проблемная ситуация создается уже при выдаче преподавателем задания на курсовое проектирование. Следует учитывать, что проблемные ситуации возникают не всегда, а лишь в определенных случаях. Прежде всего задание должно отвечать, по крайней мере, двум требованиям: соответствовать уровню подготовленности (уровню знаний) обучающихся (ни слишком трудное, ни слишком легкое задание не вызовут проблемной ситуации) и быть актуальным, например, предложенным промышленностью;

2) поиск общего решения (выдвижение гипотез, их обсуждение и проверка, анализ аналогичных конструкций, выбор направления проектирования и основных конструкторских решений и т. д.);

3) решение частных задач, возникающих при разработке деталей конструкции;

4) получение окончательного результата и его оценка с учетом требований, предъявляемых техническим заданием, которое и составляет проблему.

Следует отметить, что решение проблемной ситуации (выполнение курсового проекта) может быть осуществлено по-разному. Если курсовой проект вьшолняется по разработанным кафедрой методическим указаниям, в которых приведены примеры расчетов УФЭ и ЭРЭ, то практически поставленная в задании проблема решена и обучающемуся остается подставить в математические формулы заданные числовые значения. Такой вариант обучения не может быть рекомендован, так как не обеспечивает требуемой активности студентов в учебном процессе.

Если создана ситуация, побуждающая обучающегося обеспечить высокое качество проектируемого УФЭ или ЭРЭ, то он вынужден последовательно перебирать различные варианты (разумеется, в рамках задания), выбирая те, которые позволят создать оптимальное по качеству устройство. Именно при такой формулировке задания можно наилучшим образом осуществить проблемное обучение.



Время, отводимое на проектирование, можно существенно уменьшить, используя ЭВМ. Принимая во внимание действующий учебный план специальности «Конструирование и производство РЭА», реальный путь использования ЭВМ при курсовом проектировании УФЭ и ЭРЭ - это работа студентов по готовым, отработанным программам, тем более что инженер-конструктор или инженер-технолог РЭА, вероятно, еще долго будет выступать в роли пользователя готовых программ, так как его инструментом в настоящее время являются автоматизированные рабочие места (АРМ) с соответствующим программным обеспечением.

Как показывает опыт, применение готовых программ позволяет реализовать поиск наилучших решений путем перебора вариантов и методов решения экстремальных задач. Это освобождает студента от рутинной вычислительной работы и дает ему возможность уделить больше внимания конструированию, выбору материалов и т. д.

§ 1.4. ОСОБЕННОСТИ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Особенности курсового проектирования отражают специфику изучаемой дисциплины, так как согласно программе элементная база рассматривается с двух точек зрения: 1) анализ конструктивных особенностей, принципа действия, функционального назначения, основных свойств и вероятностно-статистических характеристик (точности, стабильности, надежности и т. д.) УФЭ, ЭРЭ, которые разрабатываются и изготовляются специализированными предприятиями в соответствии с действующими ГОСТами; 2) овладение основами современных методов расчета и конструирования нестандартных УФЭ и ЭРЭ.

При такой постановке вопроса курсовые проекты могут быть двух видов. При выполнении проекта первого вида студент должен обоснованно выбрать комплект УФЭ и ЭРЭ согласно перечню элементов, прилагаемому к электрической принципиальной схеме радиотехнического устройства, для которого сформулированы требования к выходным параметрам при заданных условиях эксплуатации, надежности, экономических показателях и др., а второго - осуществить конструкторскую разработку УФЭ или ЭРЭ, например, конструирование и расчет микропереключателя. Причем если для перюго вида проекта можно изложить довольно строгий, подробный алгоритм анализа и обоснования предложенной элементной базы РЭА, то для второго вида это сделать сложно, так как номенклатура, типы и виды элементной базы РЭА разнообразны (различные устройства фильтрации, линии задержки, коммутационные устройства и соединители, элементы устройств памяти и отображения информации, конденсаторы и резисторы специального назначения, хемотроны и другие перспективные УФЭ и ЭРЭ).

Таким образом, если при выполнении проекта первого вида студент знакомится с широкой номенклатурой гостированных



(0) ( 1 ) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68)