Главная -> Книги

(0) (1) ( 2 ) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (2)

элементов и на практике углубляет свои знания, приобретенные в курсах «Основы радиоэлектроники», «Теоретические основы конструирования, технологии и надежности РЭА» и «Устройства функциональной электроники и электрорадиоэлементы», то при осуществлении проекта второго вида он досконально изучает один из типов УФЭ или ЭРЭ и совершенствует свои знания в рас-четно-конструкторской работе. Очевидно, проекты данного вида предпочтительнее, так как при их выполнении реализуется сложный алгоритм проектирования промышленного изделия.

§ 1.5. ТЕМЫ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ

Темы курсовых проектов должны быть актуальными, отвечать нуждам базовых промышленных предприятий, отражать профиль вуза и научную тематику кафедры, обеспечивать элементы научно-исследовательской работы и проблемного обучения. Только в этом случае возрастает активность и ответственность обучающегося за своевременное выполнение проекта.

В соответствии с программой дисциплины «Устройства функциональной электроники и электрорадиоэлементы» за основу можно принять такие темы курсовых проектов:

1) обоснование выбора комплекта УФЭ и ЭРЭ, помещенного в перечне элементов к принципиальной электрической схеме (далее указывается радиотехническое устройство);

2) акустоэлектронный фильтр;

3) электромеханический фильтр;

4) ультразвуковая линия задержки;

5) линия задержки на поверхностно-акустических волнах;

6) бесконтактный оптоэлектронный коммутатор;

7) индикатор цифровой информации на жидких кристаллах;

8) кнопочный переключатель;

9) микросоединитель;

10) трансформатор устройства вторичного питания РЭА;

11) высокостабильный конденсатор переменной емкости.

При формулировке тем курсовых проектов необходимо учитывать, что уже на данном этапе можно активизировать процесс обучения студента, привить ему навыки коллективной работы и т. д. Например, в ряде случаев целесообразно поручать двум-трем студентам конструкторскую разработку нескольких вариантов нестандартного ЭРЭ (варианты задаются техническим заданием). В данном случае несколько студентов выполняют одну большую работу, сравнивая свои результаты, т. е. выполняется коллективная работа по комплексной теме. Если защита проекта заканчивается фразой: «Но разработанный мною вариант конструкции менее удачен, чем у моего коллеги», то воспитательную роль такого фактора трудно переоценить.



§ 1.6. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Основанием для разработки любого промышленного изделия является техническое задание (ТЗ), оформленное в виде документа, устанавливающего основное назначение, показатели и требования, предъявляемые к проектируемому устройству, объему, стадиям разработки и составу конструкторской документации (ГОСТ 15. 001-73*).

ТЗ на курсовое проектирование формулируется в виде частного технического задания (ЧТЗ) (имеет сокращенную по сравнению с ТЗ структуру экономических и производственных требований), оформляется согласно принятой на кафедре последовательности и, как минимум, включает следующие исходные данные: наименование проектируемого элемента; его роль и функциональное назначение в РЭА; электрические и конструкторские параметры; условия эксплуатации и тип аппаратуры, для которой он предназначен; годовую программу выпуска, требования гибкого автоматизированного произюдетва. Кроме того, для достижения учебных целей данный документ должен содержать: перечень вопросов, подлежащих разработке (отдельно указываются вопросы, решаемые с применением САПР или ЭВМ), и графическую документацию, которую необходимо представить на защиту курсового проекта; список рекомендуемой литературы; календарный график работы над проектом.

В ЧТЗ на обоснование комплекта элементов блока РЭА необходимо вместе с прилагаемым перечнем элементов указать функциональное назначение блока, тип РЭА, параметры окружающей среды, механические воздействия, количественные характеристики, оценивающие требуемую надежность блока, и другие данные. Желательно подбирать известные студенту радиотехнические устройства, например аппаратуру широкого применения, самостоятельно разработанную обучающимся РЭА в период выполнения научно-исследовательской работы на кафедре, и др.

Следует иметь в виду, что от содержания ЧТЗ зависит направленность работы студента. Например, для того чтобы он уяснил взаимосвязь надежности изделия с его стоимостными показателями, тему можно сформулировать так: «Изучение влияния комплекта элементов переносного транзисторного приемника «Спидола-232» на показатели его надежности и стоимости». В ЧТЗ указывается требование: «Повысить вероятность безотказной работы приемника путем подбора ЭРЭ без существенного увеличения его стоимости».

Курсовой проект состоит из текстовых (расчетно-пояснительная записка) и графических (сборочный чертеж разработанного УФЭ .или ЭРЭ, чертеж сборочной единицы, входящей в конструкцию УФЭ или ЭРЭ, спецификации сборочных чертежей, чертежи деталей) конструкторских документов. Объем расчетно-пояснительной записки обычно составляет 20-30 листов формата А4 и графических материалов - не менее двух листов формата А1. Если



для разработанной конструкции нельзя представить графические материалы в указанном объеме,то должен быть приложен полный комплект рабочих чертежей спроектированного УФ или ЭРЭ.

Рекомендуемая последовательность изложения материала в расчетно-пояснительной записке приведена в гл. 5.

Для тем, связанных с обоснованием элементной базы РЭА, допускается увеличение объема расчетно-пояснительной записки до 40 листов и оформление результатов расчета (графики, таблицы, номограммы) в виде плакатов, выполненных на 3-4 листах формата А1.

§ 1.7. ОРГАНИЗАЦИЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Для организации курсового проектирования на кафедре разрабатывается организационно-плановая и методическая документация, определяющая тематику курсовых проектов, количество часов, отводимое на их выполнение, и методические указания к работе. Эта документация должна соответствовать рабочему учебному плану. Методические указания определяют темы проектов, порядок выдачи заданий, содержание разрабатываемых вопросов, требования к оформлению, а также проведение консультаций и защиту проектов.

Кроме этого, кафедра проводит мероприятия по совершенствованию руководства курсовым проектированием, организует конкурсы на лучший курсовой проект, осуществляет действенный контроль за качеством курсовых проектов, назначает руководителей курсовых проектов из числа профессоров, доцентов, опытных преподавателей и высококвалифицированных конструкторов, работающих в радиотехнической промышленности и научно-исследовательских институтах.

Руководитель проекта оказывает помощь студенту в составлении календарного графика работы на весь период проектирования, рекомендует необходимую литературу; проводит систематические, предусмотренные как расписанием занятий, так и назначаемые по мере необходимости консультации; проверяет выполнение работы (по частям и в целом) и организует защиту проектов. Однако контроль руководителя не освобождает студента от ответственности за правильность выполнения проекта и принятых решений.

На кафедре целесообразно иметь специально подготовленные для выполнения курсовых проектов аудитории (конструкторские залы), удовлетворяющие требованиям научной организации самостоятельной работы студентов.

Данные рекомендации обусловлены тем, что эффективность всех форм организации учебной деятельности обучающихся определяется объемом, степенью их самостоятельной работы. «Без известного самостоятельного труда,- писал В. И. Лении,- ни в одном серьезном вопросе истины не найти...» *

• Ленин в. И. Поли. собр. соч. Т. 23. С. 68.



(0) (1) ( 2 ) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68)