Главная -> Книги

(0) (1) (2) ( 3 ) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (3)

Несмотря на то что типовым учебным планом при выполнении курсового проекта предусмотрены занятия со студентами, основной объем (50-60 ч) все же составляет их самостоятельная работа, направленная на получение знаний путем интеллектуальной и практической деятельности. Учитывая ограниченное время обучающихся, особого внимания заслуживает планирование их самостоятельной работы.

В табл. 1.1 приводится вариант графика самостоятельной работы.

Таблица 1.1

Вид работы

Номер недели по учебному графику

Готовность проекта. %

Изучение материала по теме

1, 2

Анализ ТЗ

Анализ аналогичных конструкций и разработка

3, 4. 5

технических требований к проектируемому УФЭ

5, 6

Выбор направления проектирования и основных

конструкторских решений

Эскизная проработка конструкции

6, 7

Выполнение расчетов

Выполнение сборочного чертежа УФЭ и уточне-

ние его конструкции

Выполнение чертежей деталей

9, Ю

Оформление расчетио-пояснительной записки

Ш, П

Подготовка к защите

Приведенный график является ориентировочным. Указанная оценка видов работ может показаться нелогичной. На выполнение сборочного чертежа и деталировки дается по одной неделе, несмотря на то что сборочный чертеж один, а деталей много. Однако, как показывает практика, при выполнении сборочного чертежа решаются принципиальные вопросы конструирования элемента, компоновка деталей, входящих в него, т. е. это более творческая работа, требующая дополнительных временных затрат.

Одной из форм организации самостоятельной работы студента являются консультации, которые можно подразделить на установочные, организуемые перед началом курсового проектирования; текущие, проводимые руководителем проекта систематически в течение семестра; итоговые, организуемые перед защитой курсового проекта. По охвату обучающихся консультации бывают групповыми и индивидуальными; по дидактическим задачам - обязательные и добровольные; по способам проведения - консультация-совет, консультация-разъяснение, консультация-обсуждение.

Консультация-совет, довольно простая по своей структуре, начинается с разъяснения сущности предстоящей работы, затем даются советы, как лучше организовать работу над проектом. Да-



лее студенты задают возникшие у них вопросы и консультация продолжается в вопросно-ответной форме.

Консультация-разъяснение является наиболее распространенной. На ней студенты задают вопросы, связанные с уточнением физических явлений, возникающ,их в УФЭ и ЭРЭ, их принципом работы, конструкторскими решениями и т. п. Консультация проводится в вопросно-ответной форме и назначается после соответ-ствующ,его этапа работы над проектом с целью систематизации приобретенных обучающимся знаний и подтверждения правильности хода проектирования. На консультацию обучающийся обязан явиться подготовленным. Поэтому руководитель не всегда должен давать готовые и исчерпывающие ответы на все вопросы. Он отвечает на такие вопросы, которые не нашли соответствующего отражения в учебниках, являются спорными или возникли в результате реализации принятого конструкторского решения. Даже в этом случае преподаватель не должен давать исчерпывающие объяснения: необходимо убедиться в том, что обучающийся правильно понял основное и может самостоятельно продолжить рассматриваемый этап работы.

Консультация-обсуждение наиболее полезна при выполнении курсового проекта. В этом случае руководителю желательно начинать с краткого вступительного слова и отвечать на вопросы, связанные с уточнением особенностей рассматриваемого УФЭ. Руководитель в определенной последовательности ставит перед обучающимися, работающими, например, над комплексной темой, вопросы и организует их обсуждение, в котором принимают участие как студенты, так и руководитель. В заключение руководитель обобщает итоги обсуждения, указывает на недостатки и положительные результаты работы и рекомендует дополнительную литературу.

В повышении качества и эффективности обучения, как известно, большую роль играют технические средства (ТС). Можно рекомендовать следующие ТС:

1) ТС информации, обеспечивающие эффективное представление большой по объему информации, необходимой для самостоятельной работы обучающегося; способствующие лучшему ее восприятию (учебные кино- и диафильмы, телепередачи, телеконсультации и телесправочники, в состав которых входит видеомагнитофон, сопряженный с телевизионным приемником и микропроцессорным устройством поиска нужного фрагмента);

2) ТС обучения и тренировки, используемые для формирования навыков работы (автоматизированные обучающие системы (АОС), выполненные на базе АРМ конструктора, сопряженные через блоки группового управления с 16-22 дисплеями);

3) вспомогательные ТС, к которым относят устройства механизации трудоемких процессов, экономящие учебное время студента.

Кроме того, полезно иметь макеты реальных конструкций УФЭ и ЭРЭ с графическим материалом, представленным, например, в виде альбомов чертежей.



Рассмотрим способы применения основных ТС при курсовом проектировании.

Кинофрагменты (со звуковым сопровождением) демонстрируются по выбору студента 5-10 мин желательно в присутствии руководителя, а при повторном воспроизведении - без звука, но с обязательным пояснением руководителем фрагментов, которые будут полезны при выполнении конкретного проекта.

Кинокольцовка позволяет повторить нужный фрагмент многократно в замедленном темпе. Целесообразно при первых демонстрациях предложить студентам комментировать наблюдаемые кадры. При такой постановке руководитель даст в дальнейшем более эффективные разъяснения, так как будет знать, на какие важные моменты обучающиеся не обращают внимания; организует обсуждение вариантов изучаемых конструкций, проработку конструкторского предложения и т. п.

Телевизионные консультации, реализуемые путем воспроизведения предварительно выполненной видеозаписи, желательно проводить по следующим вопросам: принцип работы УФЭ и ЭРЭ (по темам проектов); анализ существующей элементной базы РЭА; особенности расчета УФЭ и ЭРЭ и их деталей; рекомендации по выполнению рабочей конструкторской документации, использованию вычислительной техники, включая АРМ, и выбору материалов; влияние конструкторских решений на технологичность УФЭ и ЭРЭ; стоимостные показатели; назначение класса чистоты поверхностей деталей.

Использование ДОС должно обеспечивать решение задач по теме проекта в диалоговом режиме. Причем каждое действие студента может быть принято АОС или отвергнуто. При последнем варианте система в зависимости от вида допущенной ошибки воспроизводит на дисплее вспомогательный текст, что позволяет исправить ее, либо указывает разделы учебника, которые должен изучить студент прежде чем продолжить решение задачи. В режиме контроля знаний и готовности студента к защите проекта система задает ему вопросы. По результатам ответов на дисплей выводится итоговая оценка, а также информация (если это необходимо) о том, какие темы и по каким источникам необходимо дополнительно изучить.

Методика проведения защиты курсовых проектов и критерии оценки ее результатов осуществляются на основании директивных документов Минвуза. Для повышения эффективности данного этапа обучения можно рекомендовать включение в защиту взаимного рецензирования обучающимися курсовых проектов. Рецензент должен показать свое умение разбираться в технических решениях, содержащихся в других проектах, находить их сильные и слабые стороны. Защищающему проект студенту предоставляется возможность ответить на замечания рецензента. Качество рецензии может учитываться при окончательной оценке курсового проекта рецензента.



(0) (1) (2) ( 3 ) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68)