Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) ( 6 ) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (6)

метров. Таким образом, решение о том, с какой точностью вести расчеты, рекомендуется принимать согласно методике [1] с учетом особенностей разрабатываемой конструкции, свойств используемых материалов и достижимой точности выбранного ТП.

В процессе расчета необходимо использовать все возможные средства для его ускорения и облегчения и прежде всего вычислительную технику. Наиболее приемлемым с учебной точки зрения является работа с ЭВМ в диалоговом режиме. При этом следует вести протокол диалога, т. е. осуществлять его вывод на ЦПУ. В ходе вычислений нужно определять относительные погрешности промежуточных расчетов и отбрасывать в них лишние значащие цифры, оставляя на одну больше того числа, которое отвечало бы относительной погрешности окончательного результата. Ход расчета должен быть приведен подробно, чтобы руководитель проекта мог его проверить.

Заключительной частью расчета является проверка результатов.

Для предотвращения ошибок расчеты рекомендуется выполнять в отдельной тетради. При этом основные расчеты фиксируются на правом листе тетради, а вспомогательные - на левом. Записи необходимо выполнять аккуратно, наглядно располагая все промежуточные вычисления. Необходимо помнить, что расчеты, сделанные наспех и небрежно оформленные, в большинстве случаев имеют грубые ошибки.

§ 2.6. КОМПОНОВКА УФЭ ИЛИ ЭРЭ И ЕЕ УТОЧНЕНИЕ

Под компоновкой понимают процесс размещения в ограниченном объеме пространства деталей, входящих в конструкцию разрабатываемого устройства. Так как в рассматриваемом случае отсутствуют реально существующие детали и их модели, то компоновку осуществляют путем выполнения эскизных чертежей, которые фактически описывают принимаемые конструкторские решения. Достоинством эскизирования является быстрота вычерчивания. Удачные варианты эскизов нуждаются в проверке посредством масштабного вычерчивания. Отсюда не следует, что чертеж, сделанный в масштабе на данном этапе, должен быть подробным. Необходимо выполнить масштабный эскизный чертеж. Студент обязан овладеть и эскизированием, и масштабным черчением. От эскизного наброска он должен уметь легко перейти к вычерчиванию фрагментов элементарных масштабных чертежей, сопровождаемых аналитическим расчетом, а от них, если это необходимо, к новым эскизным вариантам.

К началу эскизной проработки студент имеет общее представление о предполагаемой конструкции и ее основных составляющих. Естественно, что на этом этапе появляется стремление разбить будущую конструкцию на части хотя бы по функциональным признакам. Самым элементарным в рассматриваемом случае является



разбиение конструкции на кожух (детали конструкции, выполняющие защитные и экранирующие функции), несущие элементы (каркас, корпус, основание и т. п.) и элементы, обеспечивающие функциональное назначение разрабатываемого УФЭ или ЭРЭ. Кроме того, для соблюдения технологичности сборки конструкцию делят не на отдельные детали, а на группы соединенных между собой деталей, мелкие сборочные единицы (в дальнейшем сборочные единицы), так как без этого осуществить сборку вообще нельзя, а также из чисто технологических соображений, например, для использования в дальнейшем ГАП. Таким образом, при разбиении конструкций УФЭ или ЭРЭ рекомендуют: 1) использовать простые, с минимальным числом соединений сборочные единицы, представляющие собой для производственного участка законченные изделия; 2) соединять сборочные единицы между собой в последовательности, при которой предыдущая операция не мешает выполнению последующих.

Если разбиение конструкции произведено правильно, то можно начинать ее эскизную проработку с раздельного рассмотрения каждой сборочной единицы. При этом студент может рассуждать следующим образом: «Эта сборочная единица распространена, апробирована и надежна. Желательно приспособить ее полностью, ничего не меняя. Изготовление УФЭ удешевится. Однако нужно уточнить, как возникала данная сборочная единица, какие функции она выполняет в существующих конструкциях и какие будет выполнять в разрабатываемом устройстве, как повлияет на конструкцию УФЭ введение этой сборочной единицы».

Необходимо отметить, что при эскизной проработке кроме соблюдения требований ТЗ параллельно решаются две задачи. Первая заключается в обеспечении изготовления проектируемого УФЭ или ЭРЭ с использованием ГАП. При этом рекомендуется:

1) минимальное число деталей с конфигурацией, соответствующей выбранному ГАП;

2) соответствие обрабатывающих и измерительных инструментов ГАП;

3) использование таких решений, которые реализуются для размеров, имеющих большие предельные отклонения от номинальных значений, а с целью устранения малых предельных отклонений - применение (если это возможно) в процессе сборки упругих или деформируемых деталей;

4) отсутствие суммирования предельных отклонений номинальных размеров.

Решение второй задачи должно быть направлено на достижение экономически целесообразной конструкции, например следует избегать по возможности резьбовых соединений, устранять в конструкции все то, что является лишним, строго соблюдать требования ТЗ (выходные параметры должны точно соответствовать заданным значениям). Свободные объемы к конструкции часто свидетельствуют о нерациональной компоновке, что не позволяет уменьшить ее габариты.



§ 2.7. КОНСТРУКТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА, СОЗДАНИЕ СБОРОЧНОГО ЧЕРТЕЖА

Данный этап заключается в вычерчивании сборочного (СБ) чертежа УФЭ или ЭРЭ. Своеобразие его" состоит в следующем. Приступив к вычерчиванию СБ чертежа, студент тем самым частично отказывается от дальнейших поисков оптимального варианта. Однако методика работы должна оставлять ему некоторую свободу варьирования принимаемыми решениями. Поэто.му вычерчивание следует проводить в два этапа: сначала в тонких линиях, затем обводя окончательный вариант.

Масштабный эскиз, перенесенный на лист, образует основу чертежа будущей конструкции: ее рекомендуется изображать в нескольких проекциях. Следует отметить, что нет необходимости в конкретизации формы деталей при создании основы чертежа, так как она, как правило, образуется осевыми линиями, в частности, осями симметрии крупных упорядоченных наборов деталей; линиями, изображающими наружный контур наиболее определившихся по местоположению деталей конструкции; линиями, обозначающими в проекции базовые, посадочные поверхности, и др.

Последовательность нанесения на лист основы чертежа может совпадать с последовательностью нанесения тех же линий на масштабном эскизе. Различие состоит в том, что при выполнении СБ чертежа нужно уметь находить местоположение основных линий. Для этого нужно помнить следующее правило: чем более упорядочен набор деталей разрабатываемого устройства (в смысле пространственной ориентации), тем больше информации несут в себе основные линии, изображающие эти детали. Например, ось ротора конденсатора переменной емкости, изображенная в виде штрих-пунктирной линии внутри полости корпуса, позволяет определить как местонахождение самой оси, так и «нанизанных» на нее деталей (пластин, подшипников, контактных элементов).

По мере того как на СБ чертеже начинают появляться детали конструкции, которые отсутствовали в масштабном эскизе, студент сталкивается с трудностями их компоновки, так как каждая деталь налагает пространственные ограничения на соседние. Таким образом, чем плотнее компоновка УФЭ или ЭРЭ, тем больше связей между деталями и тем больше ограничений на расположение последних накладывают вычерчиваемые линии, т. е. процесс конструирования приобретает строгую направленность.

Кроме изложенных целесообразно руководствоваться следующими рекомендациями:

1) осуществлять детальную проработку устройства от серединного объема конструкции к периферии, чтобы избежать малого коэффициента заполнения объема УФЭ или ЭРЭ;

2) в первую очередь вычерчивать детали или их группы, однозначно определившиеся по форме и местоположению;

3) вычерчивать детали, последовательно переходя от линии, выбранной за основную к соседней линии;



(0) (1) (2) (3) (4) (5) ( 6 ) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68)