Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) ( 23 ) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (23)

ведется на панели из изолятора, роль такого общего для всех цепей «металлического шасси» обычно играет медная шинка- сравнительно толстый медный провод, к которому удобно подпаивать много разных цепей. Такая медная шинка имеется и на всех монтажных панелях нашего приемника. С ней соединено и гнездо «Земля». Поэтому о проводнике, подключенном к общей медной шинке, говорят, что этот проводник заземлен.

Соединить нижний (по схеме) конец катушки связи прямо с базой нельзя - через катушку связи на эмиттер подается напряжение смещения. «Минус» батареи смещения £см соединен с «землей», куда подключены все базы, а «плюс» подается на эмиттер транзистора Т\ через катушки связи и резистор Rl. Конденсатор Сз позволяет заземлить нижний конец катушки связи для переменного тока и одновременно оставить его кезаземленным для постоянного тока. Такие приемы -раздельное подключение какой-либо точки-для переменного и постоянного тока - в электронной аппаратуре встречаются на каждом шагу. Более подробно мы познакомимся с ними немного позже (см. стр. 208).

Нагрузкой первого усилительного каскада служит высокочастотный трансформатор LLe. Его первичная обмотка включена в коллекторную цепь транзистора Т\, и через эту обмотку на коллектор подается «минус» с батареи £„. Вторичная обмотка вводит усиленное первым каскадом напряжение во входную цепь второго транзистора Т2. Так же, как и в первом каскаде, верхний (по схеме) конец катушки связи соединен непосредственно с эмиттером, а нижний конец - с базой (через конденсатор d). И так. же, как и в первом каскаде, через катушку связи подается на эмиттер «плюс» смещения. Мы привыкли к тому, что на базу подается «минус» смещения относительно эмиттера, но это то же самое, что подать на эмиттер «плюс» смещения относительно базы.

Третий усилительный каскад отличается от второго только тем, что нагрузкой в нем служит уже не трансформатор, а резистор Ri, выходное напряжение с которого поступает прямо на детектор. Детектор собран по параллельной схеме, и его нагрузкой служит сам громкоговоритель или головные телефоны.

Во всех трех усилительных каскадах смещение подается одним и тем же способом, и нужное напряжение смещения устанавливается подбором резисторов Ri, R2 или R3. Каждый из этих резисторов образует со своим эмиттерным рп-перехо-дом делитель напряжения. Резисторы выбраны таким образом, чтобы погасить излишек напряжения батареи £см и оставить на эмиттерном переходе постоянное напряжение 0,2 в. 136

Напряжение на коллектор в первых двух транзисторах подается через катушку (L5, Lj) с очень небольшим активным сопротивлением. На такой катушке постоянное напряжение практически не теряется, и поэтому к коллекторам транзисторов Ji и Т2 подводится полное напряжение батареи Бк. Это, кстати, одна из причин, позволивших удовлетвориться очень небольшим напряжением батареи £„.

В приемнике по схеме рис. 44-2 используются те же основные детали - входной контур, переключатели диапазонов, конденсатор настройки,-что и в детекторных приемниках. Да и сам монтаж может вестись на той же фанерной панели. Единственное изменение, которое следует произвести,-это уменьшение числа витков катушки связи в три - пять раз. Так, например, катушка L3 может содержать 3-4 витка, катушка L4 - 2-3 витка.

Высокочастотные трансформаторы L5/-6 и L7/-8 выполнены на ферритовых кольцах К7Х4Х2 2000 НМ (магнитная проницаемость феррита - 2000; применение колец из феррита с меньшей проницаемостью снижает усиление). Данные катушек L5-120 витков, 1б -90 витков, Lj и Ls -по 10 витков каждая. Для намотки может быть использован провод ПЭЛШО 0,15.

Рассматривая схемы наших первых транзисторных усилителей, можно найти в них много неясного. Для чего, например, включать в качестве коллекторной нагрузки понижающий трансформатор (число витков L5 и L7 меньше, чем число витков 1б и Ls) и снижать таким образом выходное напряжение каскада? Почему бы не собрать усилитель низкой частоты по той же схеме, по которой собран наш усилитель высокой частоты, и обеспечить таким образом нормальную работу громкоговорителя? Почему бы не упростить схему высокочастотного усилителя, применив вместо трансформаторов резисторы? Почему этот усилитель плохо работает на средних волнах?

Подобных вопросов можно придумать немало. Но пока трудно дать ответы на них. И трудность эта прежде всего связана вот с чем: мы с вами еще плохо знаем язык, на котором можно было бы говорить о транзисторных схемах. Преодолеть эту трудность можно только одним способом: нужно более внимательно, более подробно познакомиться с транзисторами.




Глава HI АБСТРАКТНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ

Для начала заглянем в энциклопедический словарь и найдем там такое пояснение: «Абстракция - мысленное отвлечение от тех или иных конкретных сторон, свойств или связей предмета. Научная абстракция - отвлечение ог несущесгвен-ных, случайных признаков предмета или явления в целях познания наиболее существенных его сторон...»

Сейчас мы начинаем серьезное знакомство с транзисторными усилителями. Начинаем не с каких-либо конкретных, а именно с абстрактных, обобщенных, «очищенных» от подробностей транзисторных схем. На этих схемах в коллекторную цепь транзистора вмесю определенного резистора на 1,5 или на 4,3 килоома будет включен абстрактный, без конкретного значения резистор Ra. Между базой и эмиттером вместо конкретного, точно отмеренного напряжения 0,2 или 0,15 в, 138

будет действовать абстрактное напряжение Уэб без указания величины. Да и сами транзисторы на таких схемах - это не конкретные приборы П13 или П403, а условные, абстрактные полупроводниковые триоды, без определенных названий и параметров.

Вам, по-видимому, хочется узнать, для чего понадобилось такое отвлечение от «конкретных сторон, свойств или связей» нашего «предмета» - транзисторного усилителя? И почему нельзя знакомиться с транзисторными усилителями не по абстрактным, а по конкретным схемам, которые в заключение знакомства можно было бы «спаять» и «пустить в дело»? Пусть таких практических схем очень много, пусть знакомство с ними дело долгое и утомительное, но ведь лучше сразу затрачивать силы и время на нужное, практически важное дело, чем заниматься какими-то абстракциями!

В качестве ответа на эти вопросы и возражения приведем такое сравнение.

Существуют очень сложные арифметические задачи, которые можно решать «обычным способом» - последовательно придумывать простые вопросы и отвечать на них вычислениями.

А можно решать эти задачи и по-другому - с помощью алгебраических уравнений. Вы, наверное, по собственному опыту знаете, что этот второй путь более удобен и легок. А главное, научившись решать абстрактные, то есть отвлеченные от конкретных чисел алгебраические уравнения, вы тем самым сразу-получаете ключ к решению бессчетного множества разнообразных арифметических задач. К тому же этот алгебраический ключ открывает вам доступ к решению таких сложных задач, которые арифметическим способом практически вообще не решаются.

Можно смело сказать, что способность к абстрактному мышлению, умение выделять главные, наиболее важные особенности предметов и явлений, умение находить универсальные методы, пригодные для решения сразу многих сложных задач, пользоваться одним обобщенным, абстрактным понятием вместо огромного множества конкретных,- все это составляет одну из главных особенностей человеческого ума. Постарайтесь найти время и серьезно задуматься над этим.

А сейчас нам пора возвращаться к транзисторным схемам. Познакомившись с абстрактным усилителем, соединяющим в себе главные особенности множества конкретных транзисторных схем, познакомившись с характерными для этого абстрактного усилителя физическими процессами и схемными решениями, мы с вами вместо долгой и утомительной осады




Рис. 53. Для того чтобы разбираться в транзисторных схемах, нужно прежде всего знать основные законы электрических цепей, основные законы

электротехники.

совершим своего рода танковый прорыв,- быстро и легко войдем в огромную и прекрасную Страну Практических Транзисторных Схем.

ВЕЧЕР ВОСПОМИНАНИЙ

Мастера, ремонтирующие приемники или телевизоры, любят говорить, что радиоэлектроника - это наука о контактах. Действительно, нарушение контактов в переключателях, соединительных фишках, контактных разъемах, ламповых панелях, наконец просто в местах плохой пайки - это довольно частое, если не самое частое повреждение аппаратуры. Устранить такое повреждение несложно, но обычно требуется большой опыт, чтобы найти место нарушения контакта.

И все же изречение «Радиоэлектроника - наука о контактах» не более чем шутка. Если говорить серьезно, то радиоэлектроника - это прежде всего наука об электрических цепях и сигналах. 140

Если вы свободно разбираетесь в сложных электрических цепях, знаете законы, которым они подчиняются, представляете себе, как проходят по этим цепям различные электрические сигналы, то вы легко разберетесь в работе любого радиоэлектронного устройства. Любое радиоэлектронное устройство - это прежде всего электрические цепи, в которых создаются и преобразуются электрические сигналы.

Все сказанное в полной мере относится и к транзисторным усилителям. И именно поэтому, прежде чем браться за схемы усилителей, мы с вами устроим небольшой вечер воспоминаний- вспомним несколько важных правил, действующих в мире электрических цепей и сигналов. С некоторыми нз этих правил вы уже встречались в этой книге, некоторые наверняка знаете с еще более давних времен. Ну, а если не знаете, то сможете узнать, познакомившись с одним из популярных учебников по основам электротехники. А на первых порах вам будет достаточно тех более чем скромных сведений, которые вы почерпнете из наших коротких воспоминаний. При этом не забывайте о примечании на стр. 26.

ВОСПОМИНАНИЕ № 1. СОПРОТИВЛЕНИЕ, ТОК, НАПРЯЖЕНИЕ, Э. Д. С.


теРА-т(т)- 1о" ГиГА-Г(С)- <о» МЕГА-МИ- <о* Кило-К(«)-<0

Гекто гСк)-<о Децч д (dhto-

Слчти-С(с)-\о- МмАли-м(т)- )0 Микро мк(д<) (О* Нано -« (п) -<0

О первых трех характеристиках ,мы уже говррнли на стр. 18. Известны также единицы, в которых измеряются сопротивление, напряжение и ток. Часто бывает удобно пользоваться более крупными и более мелкими единицами (не всегда же мы пользуемся метром - расстояние между городами удобней измерять в километрах, а диаметр провода - в миллимет-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) ( 23 ) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59)