Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) ( 77 ) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (77)

ванных колебаний (§ 13). Применяются также схемы дискриминаторов, специально разработанные для систем АПЧ.

Напряжение на выходе дискриминатора имеет форму видеоимпульсов. Амплитуда и полярность видеоимпульсов зависят от частоты радиоимпульсов, поступающих на вход дискриминатора. Если на выходе дискриминатора положительное напряжение получается при промежуточной частоте радиоимпульсов ниже номинальной, то его характеристику назовем «левой». Если же положительное выходное напряжение получается при промежуточной частоте выше номинальной, то характеристику дискриминатора будем называть


Рис. 2.238. Частотные характеристики дискриминатора системы АПЧ: а - левая характеристика, б - правая характеристика

«правой». Типичные частотные характеристики дискриминаторов, применяемых в системе АПЧ, приведены на рис. 2.238. Из них видно, что переходная частота дискриминатора системы АПЧ должна быть равна номинальной промежуточной частоте приемника. Видеоимпульсы с выхода дискриминатора подаются на вход одно-каскадного видеоусилителя, а затем поступают на управляющую схему, которая устанавливает необходимую частоту колебаний клистронного гетеродина.

Таким образом, схема АПЧ представляет собой замкнутую систему автоматического регулирования. Ее действие можно пояснить на примере нестабильности частоты колебаний клистрона. Допустим, что в процессе разогрева клистрона частота его колебаний стала уменьшаться. При этом начнется понижение промежуточной частоты приемника, так как /пр=/г-/м- В результате этого на выходе дискриминатора появится сигнал ошибки в настройке клистрона. Он воздействует на управляющую схему. Управляющая схема оказывает такое действие на клистрон, которое препятствует изменению частоты генерируемых колебаний. Этим воздействием может быть увеличение напряжения на отражателе клистрона.

3. Управляющая схема разностной системы АПЧ

Важнейшим элементом системы АПЧ является ее управляющая схема. Она корректирует частоту колебаний клистронного гетеро-динав зависимости от величины и знака напряжения ошибки, создаваемого частотным дискриминатором.



Если дискриминатор вырабатывает напряжение ошибки, указывающее на отклонение промежуточной частоты от номинального значения, то управляющая схема изменяет частоту колебаний le-теродина так, чтобы напряжение ошибки стремилось к нулю, а промежуточная частота стремилась к номинальной.

Воздействие управляющей схемы на клистрон может быть электронное, термическое и электромеханическое. Наиболее широко применяется электронное воздействие на настройку клистрона. В этом случае управляющая схема осуществляет регулировку напряжения «а отражателе клистрона и тем самым изменяет частоту генерируемых колебаний.

Управляющие схемы в системах АПЧ бывают различные. Ниже рассматриваются две схемы поискового типа, применяемые для электронной подстройки частоты клистрона за счет изменения напряжения на его отражателе.

Тиратронная управляющая схема

Наиболее простая схема управляющего устройства выполняется на тиратронах. Она изображена на рис. 2.239.

f -

Клистрон



отр( j

Каскад слетения

Tt

тЛш Каскад поиска

Рис. 2.239. Тиратрониая управляющая схема разностной снстеыы

Тиратронная управляющая схема состоит из каскада поиска правильной настройки клистрона и каскада слежения за найденной настройкой клистрона. Каждый каскад тиратронной схемы является генератором пилообразного напряжения. Управляющая схема может работать в режиме поиска и в режиме слежения.

Работа тиратронной управляющей схемы в режиме поиска

В режиме поиска управляющая схема работает в тех случаях, когда на выходе дискриминатора системы АПЧ нет напряжения ошибки Так бывает при выключенном магнетроне и при значитель-

16* 483



ном отклонении частоты колебаний магнетрона (или клистрона) от номинального значения.

Будем считать, что магнетрон выключен. Тогда на входе смесителя АПЧ радиоимпульсов нет. Следовательно, не будет и видео-и.мпульсов на выходе дискриминатора и аа входе лампы Л] управляющей схемы. В этом случае каскад слежения не работает, так как тиратрон Л, заперт смещением £gi.

;-л зона

2-я зона

3 я зона

гнем


Рис. 2.240. Напряжение на отражателе клистрона в режиме поиска и слежения в случае применения тиратрон-ной управляющей схемы

В это время каскад поиска иа тиратроне Лг работает в автоколебательном режиме. Амплитуда пилообразного напряжения каскада поиска зависит от напряжения £г- Обычно она бывает порядка 100 в. Период пилообразного напряжения каскада поиска сравнительно велик (около 1 сек). Напряжение с анода лампы Лг подается на отражатель клистрона. Его величина всегда меньше напряжения Ej. Поэтому напряжение на отражателе клистрона бывает только отрицательное по отношению к объемному резонатору.



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) ( 77 ) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86)