Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) ( 30 ) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (30)

(рис. 39, г) защитными шайбами. Применение таких подшипников уменьшает размеры изделий и их стоимость, так как отпадает необходимость установки уплотняющих устройств для удержания смазки в подшипнике. Подшипники заполняются смазкой на шарикоподшипниковом заводе.

У подшипников при одних и тех же внутренних диаметрах могут быть различны наружный диаметр и ширина, которые определяют их серию и грузоподъемность. Различают легкую, среднюю и тяжелую серии.

В малых машинах в обеих опорах устанавливают шариковые подшипники. Роликовые подшипники благодаря большей контактной поверхности между роликами и дорожками качения могут воспринимать большие радиальные нагрузки, чем шариковые тех же размеров. Поэтому их обычно применяют в подшипниковых опорах со стороны привода в машинах мощностью в десятки и сотни киловатт.

ГОСТ 520-71 предусматривает пять классов точности подшипников качения: О, 6, 5, 4, 2. Самый высокий класс точности 2. В машинах обычно применяют подшипники класса О (нормальная точность) 6 и 5.

Условное обозначение подшипника наносится в виде маркировки обычо на торце одного из колец и состоит из ряда цифр. Первая и вторая цифры справа обозначают условный диаметр вала; умножая их на 5 (при диаметре вала более 20 мм), получаем его размер в миллиметрах. Третья цифра определяет серию подшипника, четвертая - тип, пятая и шестая - конструктивные особенности, седьмая цифра после дефиса обозначает класс точности подшипника. Кроме того, справа от цифровой маркировки могут находиться буквы с цифрами, которые обозначают материал деталей подшипника, марку смазки, требования к шуму, издаваемому подшипником, и т. д. Так, например, маркировка 310 обозначает шариковый радиальный однорядный подшипник средней серии 300 с внутренним диаметром 50 мм нулевого класса точности (цифра О в обозначении не ставится). Более сложное обозначение 6-180604С9Ш1 соответствует шариковому однорядному подшипнику шестого класса точности с двусторонним уплотнением (180) широкой серии (600), внутренним диаметром 20 мм, С9 - смазкой марки ЛЗ-31 и требованиями к шуму (Ш1).

При посадке с натягом отклонения формы шеек



вала и отверстия корпуса передаются на поверхности качения колец, поэтому к форме шеек и отверстий ГОСТ 3325-85 предъявляет жесткие требования в зависимости от класса точности и диаметра подшипника. Так, например, при диаметрах вала свыше 30 до 50 мм и классах точности О и 6 допуск круглости и профиля продольного сечения равен 4 мкм, а при классах 5 и 4 - 2 мкм.

Установка подшипников с перекосом сушественно снижает их ресурс из-за увеличения напряжений в местах контакта тел качения с кольцами. При монтаже подшипник прижимается к опорным буртикам, их торцевое биение, которое в основном определяет перекос, также ограничивается стандартом. При диаметрах вала свыше 30 до 50 мм торцевое биение при классе точности О не должно превышать 25 мкм, при классах 6 и 5- 16 и 7 мкм соответственно.

Подшипники поступают потребителю законсервированными и упакованными. Перед монтажом их расконсервируют и покрывают защитной смазкой от коррозии на время- прохождения операций контроля, хранения и монтажа.

Посадочные поверхности валов и корпусов перед установкой подшипников должны быть тщательно промыты, просушены и смазаны. Их проверяют на отсутствие забоин, царапин, глубоких рисок от обработки, коррозии, заусенцев.

Подшипники открытого типа проверяют на отсутствие забоин, следов загрязнений, коррозии, наличие полного комплекта заклепок на сепараторе, полного комплекта тел качения, отсутствие повреждений сепаратора. У закрытых подшипников следует проверить, не повреждены ли уплотнения или защитные шайбы.

Легкость вращения предварительно смазанного подшипника проверяют, вращая от руки наружное кольцо при неподвижном внутреннем и горизонтальном положении оси подшипника. Кольцо должно вращаться плавно, без резкого торможения. Не следует вращать непромытый подшипник.

Усилие при монтаже подшипника должно быть приложено к внутреннему кольцу при напрессовке на вал и к наружному - при запрессовке в корпус. Запрещается передавать усилие через тела качения, сепаратор, наносить удары непосредственно по кольцу.



Допускается наносить легкие удары через втулку из мягкого материала.

Подшипники при монтаже с натягом на вал рекомендуется предварительно выдержать в горячем масле с температурой 80-90° С в течение 10-15 мин в зависимости от его размера. Закрытые подшипники с заранее заложенной в них смазкой следует подогревать до той же температуры в термостате. При посадке с натягом в корпус подшипник либо охлаждают жидким азотом или сухим льдом, либо нагревают корпус.

В процессе монтажа следует обеспечить равномерное, без перекосов перемещение кольца. Перекосы приводят к образованию задиров на посадочной поверхности, неправильной установке подшипника, приводящей к сокращению срока его службы, а в отдельных случаях - к разрыву кольца.

Качество монтажа подшипников проверяют путем вращения вала от руки и при обкатке изделия без нагрузки. Вращение должно быть легким, свободным и без заеданий.

Контрольные вопросы

/. Что вам известно о видах соединений; приведите примеры различных соединений?

2. Как производятся сборка и стопорение резьбовых соединений?

3. Каковы, особенности шпоночных, шлицевых и прессовых соединений и как производят контроль?

4. Как обеспечивается качество сварных, клеевых и заклепочных соединений?

5. Что вы знаете о подшипниках скольжения и качения?

6. Какие требования предъявляют к посадочным местам и монтажу подшипников качения?

ГЛАВА V

ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗМЕРЕНИЯ

§ 28. Общие сведения

При сборке все параметры деталей и изделий - размеры, предельные отклонения форм, расположения поверхностей и др.- должны быть выполнены с заданной точностью.



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) ( 30 ) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)