Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) ( 69 ) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (69)

Под надежностью понимают свойство технического устройства или изделия выполнять заданные функции, сохраняя свои эксплуатационные показатели в установленных пределах в течение требуемого промежутка времени.

Для коммутационных аппаратов устанавливают следующие показатели надежности: ресурс, интенсивность отказов, вероятность безотказной работы.

Ресурс определяется временем пребывания аппарата в рабочем состоянии или количеством циклов механической и коммутационной износостойкости.

Отказом называют любое отклонение от нормальной работы аппарата, препятствующее его включению или отключению: сваривание контактов, поломку или деформацию деталей и частей аппарата под действием электродинамических сил, нарушение изоляции и т. д.

в процессе испытаний определяют продолжительность работы до первого отказа, а также количество отказов за весь ресурс. Контактные соединения испытывают на долговременное нагревание номинальным током в течение 630, 1000 или 1600 ч с измерением температуры и контактного сопротивления через каждые 50 ч испытаний или раз в месяц.

Вероятность безотказной работы Р;„ должна быть не ниже установленных значений и может быть определена по формуле Р;„ = (га - т)/п, где п - число испытывающихся соединений; т - число соединений с параметрическим отказом.

Испытания электрических аппаратов невозможны без совершенной автоматики. За время одного опыта, которое иногда не превышает I с, необходимо подавать команды на включение и отключение 2-3 десятков цепей, точность подачи команд составляет 0,01 с, что не могут выполнить операторы самой высокой квалификации. Приборы автоматического управления опытом (ПАУ) позволяют одновременно управлять 22 объектами. В счетном устройстве прибора за единицу измерения времени принимают полупериод напряжения сети. Устройство отсчитывает заданное число полупериодов, после чего дает на выходе импульс напряжения для запуска элементов схемы испытания.

Автоматизация испытаний способствует экономии материальных средств, повышению качества испытаний и, следовательно, качества контролируемой продукции.



Контрольные вопросы

1. Как проверяют качество сборки контактов?

2. Что вы знаете о процессах изготовления и контроля магнитопроводов?

3. Как производятся намотка, изолировка и пропитка различных видов катушек?

4. Каковы возможные дефекты катушек, причины их появления и способы контроля?

5. Каковы последовательность и особенности сборки электрических аппаратов на конвейерных линиях?

6. Что и какими способами проверяют при сборке различные системы и механизмы аппарата?

7. Какие основные требования предъявляются к электрическим аппаратам?

8. Какие основные виды испытаний электрических аппаратов вы знаете?

9. Как производятся испытания на электродинамическую, термическую стойкость и коммутационную износостойкость?

10. Как определяют при испытаниях показатели надежности электрических аппаратов?

ГЛАВА X

УСТРОЙСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН § 60. Общие сведения

Электрическая машина представляет собой электромагнитную систему, которая состоит из взаимосвязанных магнитной и электрической цепей.

Магнитная цепь состоит из неподвижного 4 (рис. 113) и подвижного 12 сердечников и воздушного зазора 5, отделяющего их друг от друга. Электрические цепи - в виде двух или нескольких обмоток 8, 9 - могут перемещаться одна относительно другой совместно с сердечниками, на которых они размещены.

f J «

5 6 7


Рис. из. Схема устройства электрической машины



Неподвижную часть электрической машины называют статором, подвижную (врашаюшуюся) - ротором *. Статор и ротор соединены подшипниковыми шитами 2, 7 с установленными в них подшипниками /, которые обеспечивают врашение ротора. Воздушный зазор играет важную роль для получения заданных параметров машины. При изготовлении выдерживают его размер и равномерность по окружности с помощью заточек на щите или корпусе, а также обработкой посадочных мест под подшипники на валу , в щитах, сопрягаемых посадочных мест корпуса 3 и щитов относительно поверхностей сердечников с возможно минимальными биениями.

Одна из частей машины - статор или ротор - снабжается элементами, возбуждающим в машине магнитное поле, а другая имеет обмотку, которую условно называют рабочей. Элемент, возбуждающий магнитное поле, называют индуктором. Магнитное поле может быть получено с помощью постоянных магнитов или электромагнитов - полюсов 4 с обмотками 8, которые называют обмотками возбуждения. Полюс со стороны зазора имеет уширенную часть, которая называется полюсным наконечником- 10.

Различают активные и конструктивные части электрической машины. К активным относят те части, которые непосредственно участвуют в преобразовании энергии: сердечники, магнитопровод, проводники обмоток, к конструктивным - те части, которые обеспечивают сердечникам с обмоткой определенное положение в пространстве (корпус, вал, подшипники, щиты), служат для связи обмоток с сетью (колодка выводов, контактные кольца, коллектор 6), для передачи механической энергии (приводной конец вала), защищают активные части от повреждений или изолируют витки обмотки друг от друга, от магнитопроводов.

В электрических машинах преобразование энергии неизбежно связано с ее потерями от перемагничивания сердечников и вихревых токов в них при переменных магнитных полях, прохождения тока в проводниках, трения в подшипниках и т. д. Энергия, теряемая при преобразовании, превращается в теплоту и вы-

* В машинах постоянного тока вращающуюся часть принято называть якорем.



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) ( 69 ) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)