Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) ( 7 ) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (7)

принимать на контроль продукцию при отсутствии установленной сопроводительной документации и при некомплектном предъявлении продукции; ставить личное клеймо на принятой продукции и маркировать забракованную; следить за своевременной сдачей забракованной продукции в изоляторы брака; выписывать акты на брак и передавать их для окончательного решения и подписи контрольному мастеру. Контролер несет ответственность за правильность оформления документации на принятую и забракованную продукцию, неправильную оценку качества и за необоснованный отказ от приемки продукции.

В состав ОТК обычно входят цеховые бюро контроля, бюро внешней приемки, технические бюро, лаборатория (бюро) анализа и выявления причин брака, испытательные станции, группа инспекционного контроля, центральная измерительная лаборатория (ЦИЛ) с контрольно-проверочными пунктами.

Цеховые бюро контроля осуществляют контроль деталей и сборок на всех стадиях изготовления, контроль технологических процессов и предусмотренные технической документацией испытания, для проведения которых бюро располагают необходимыми испытательными станциями. Измерительные инструменты и приборы контроля хранятся в инструментальных кладовых цехов.

Бюро внешней приемки принимает материалы, полуфабрикаты, и изделия поступающие на предприятие. В состав бюро могут входить лаборатории входного контроля, которые проводят испытания в соответствии с инструкциями на входной контроль.

Технические бюро ОТК производят учет и анализ брака и предъявляют претензии соответствующим цехам и службам завода. Они также проводят количественную оценку деятельности всех подразделений и цехов завода, направленную на повышение качества продукции.

Техническое бюро следит за внедрением в производство мероприятий по устранению выявленных дефектов. Особое место занимает рассмотрение рекламаций и изучение качества продукции в эксплуатации, этими вопросами занимается служба эксплуатации.

В состав ОТК могут входить также специальные лаборатории контроля качества изделий: ультразвуковые, магнитной дефектоскопии, люминесцентные и др.



§ 8. Управление качеством продукции

Качество продукции - это ее способность успешно выполнять свое назначение в течение установленного времени. Свойства продукции должны удовлетворять требованиям потребителя. Степенью соответствия этим требованиям и определяется их качество.

Качество продукции не является постоянным показателем, а зависит от потребностей, которые изменяются со временем. Требования к продукции устанавливаются государственными (ГОСТ) и отраслевыми (ОСТ) стандартами, техническими условиями (ТУ) и конструкторской документацией (КД).

Оценка качества является сложной задачей. Теоретической разработкой методов измерения качества занимается специальная область науки - квалиметрия. Для оценки качества используют различные свойства изделия. Например, технический уровень изделия определяет производительность, мощность на единицу массы; эксплуатационные качества - экономичность, надежность, долговечность, простоту и безопасность обслуживания. Уровень качества изделия устанавливают на основании сравнения различных его показателей с заданными.

На качество продукции влияют как объективные, так и субъективные факторы.

К группе объективных факторов относятся: конструкция изделия (совершенство конструкторских решений при разработке изделия) и его технологичность; технический уровень производственной базы; механизация и автоматизация производства (автоматизация помогает обеспечить высокий и стабильный уровень качества); совершенство технологии средств технического контроля; технический уровень на этапе эксплуатации продукции, позволяющий долго сохранять ее свойства.

К субъективным относятся факторы, связанные с производственной деятельностью человека: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический склад человека, личные устремления и заинтересованность в результатах труда.

Те и другие факторы реализуются частично или полностью в зависимости от условий, также оказывающих влияние на качество. Благоприятные обстоятельства (формы организации труда, производственных процессов и др.) позволяют более полно использовать техни-



ческие возможности производства и способности людей для придания продукции необходимых свойств.

На качество продукции влияют не только технология ее производства, но и конструкция, и материалы. Поэтому качество оценивается, с одной стороны, как объект производства и, с другой - как объект конструкторской разработки.

Управление качеством осуществляется на этапах разработки, производства и эксплуатации изделий путем систематического контроля и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющие на качество.

Государственная система планирования качества предусматривает создание и освоение в заданные сроки новых видов продукции, которая по технико-экономическим показателям соответствует достижениям мировой науки и техники или превосходит их.

Комплексная система управления качеством продукции (КС УКП), разработанная на основе обобщения опыта передовых предприятий, дает возможность планомерно воздействовать на факторы, влияющие на технико-экономические показатели и эстетические свойства продукции на всех этапах.

Первый этап - исследование и проектирование - включает научно-исследовательские и конструкторско-технологические работы, направленные на создание новых образцов изделий с заданными показателями качества.

Второй этап - изготовление продукции. На этом этапе разрабатываются организационно-технические мероприятия по повышению качества, предупреждению брака и устранению причин выпуска продукции, не соответствующей стандартам. Проводятся входной контроль материалов и комплектующих изделий, контроль и испытание выпускаемой продукции, инспекционный контроль, аттестация качества продукции.

Третий этап - обращение и реализация - охватывает складирование, техническое обслуживание изделий в период хранения и в процессе реализации.

Четвертый этап - эксплуатация изделий. На этом этапе ведется накопление информации о качестве изделий при эксплуатации, учет и анализ рекламаций, систематическая работа по совершенствованию конструкции и технологии на базе полученной информации.

Аттестация продукции играет важную роль в повышении ее качества. Различают заводскую, отраслевую и Государственную аттестацию качества продукции. 26



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) ( 7 ) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)