Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) ( 70 ) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (70)

зывает нагревание частей машины. Их охлаждают обычно вентилятором 13, который установлен на валу машины. Крупные машины могут охлаждаться отдельно установленным вентилятором, вращаемым двигателем небольшой мощности.

Обмотку располагают в пазах 9 сердечников или вокруг них, как, например, обмотку возбуждения 8 вокруг полюса 4. Якорные обмотки располагают, как правило, в пазах сердечников.

Сердечники электрических машин пронизываются постоянным или переменным магнитым потоком. По сердечникам якорей всегда проходит переменный поток. Для уменьшения потерь от вихревых токов сердечники собирают - шихтуют - из тонких листов электрической стали. Массивными могут быть изготовлены полюса машин постоянного тока и синхронных машин.

По устройству электрические машины принято подразделять на коллекторные и бесколлекторные. Коллекторные машины чаще всего используют для работы на постоянном токе в качестве генераторов и двигателей. Реже их применяют на переменном токе, главным образом в качестве электродвигателей сравнительно небольшой мощности.

Машины постоянного тока имеют сложный в изготовлении коллектор, который нуждается в тщательном уходе при эксплуатации и удорожает машину. Их применяют там, где необходимо плавно регулировать частоту вращения в широких пределах, иметь частые пуски и большие пусковые моменты. Наибольшее распространение мащины постоянного тока получили в металлургической промышленности в приводах прокатных станов, а также шахтных подъемников, экскаваторов, трамваев, троллейбусов, тепловозов.

Асинхронные машины наиболее просты по конструкции и наиболее часто используются в качестве двигателей. Их изготовляют мощностью от долей ватт до сотен и тысяч киловатт.

Синхронные турбо- и гидрогенераторы являются основными источниками электрической энергии.

По мощности электрические машины можно условно подразделить на четыре группы: микромашины - до 0,6 кВт; малой мощности - свыше 0,6 до 20 кВт; средней мощности - свыше 20 до 400 кВт; большой мощности (крупные) - более 400 кВт.



§ 61. Основные конструкции электрических машин

Конструкция электрической машины определяется родом тока, мощностью, способом крепления ее на месте установки, условиями безопасного обслуживания, степенью защиты от окружающей среды, способом охлаждения.

Основные параметры электрических машин - номинальная мощность, напряжение, частота вращения, высота оси вращения, установочные и присоединительные размеры - стандартизованы. Это позволяет избежать неоправданного увеличения типоразмеров и, кроме того, необходимо для развития экономических связей с другими странами.

Ряд номинальных мощностей в диапазоне от 0,6 до 1000 кВт установлен ГОСТ 12139-74:

0,06 0,18 0,55 1,5 4,0 11 22 45 90 160 315 630 0,09 0,25 0,75 2,2 5,5 15 30 55 ПО 200 400 800 0,12 0,37 1,1 3,0 7,5 18,5 37 75 132 250 500 1000

Электрические машины выпускают в виде серий - ряда с нарастающими основными параметрами - мощностью и размерами. Высота оси вращения - расстояние h (рис. 114) от оси вала / до опорной плоскости лап 2 - согласно ГОСТ 13267-73 должна соответствовать ряду: 25, 28, 32, 36, 40, 45, 50, 56, 63, 71, 80, 90, 100, 112, 132, 160, 180, 200, 225, 250, 280, 315, 355 мм. Установочные и присоединительные размеры должны соответствовать ГОСТ 18709-73, ГОСТ 20839 -7.5 и др.

Различие электрических машин по способу монтажа определено СТ СЭВ 246-76. Крепят машины на месте их установки с помощью лап, фланцев и других имеющихся на ней элементов. Может быть предусмотрена установка машины с лапами на стене концом вала вверх или вниз, а также на потолке. При креп-


Рис. 114 Высота оси вращения электрической машины

Рис. 115. Конструктивные исполнения электрических машин по способу монтажа



лении фланцем / (рис. 115) машина может быть изготовлена как с лапами, так и без них. Машина на лапах с двумя подшипниковыми щитами может быть изготовлена с дополнительным стояковым подшипником 2, который уменьшает нагрузку на подшипник в щите со стороны выходного конца вала. Машину 3 и подшипник 2 устанавливают на общей фундаментной плите 5. Крупные машины 4 с наружным диаметром статора более 1 м могут быть выполнены без щитов, стояковые подшипники (один или два) - установлены на общей фундаментной плите или отдельно.

В машинах может иметься один или два выступающих конца вала. Без выступающих концов валов выпускают различные преобразователи электрической энергии, состоящие из двигателя и генератора, объединенных в одном корпусе, роторы которых насажены на один вал. Концы валов могут быть цилиндрическими, коническими, фланцевыми.

Исполнения двигателей для различных климатических районов установлены ГОСТ 15150-69 и 15543-70.

В конце условного буквенно-цифрового обозначения типоразмеров двигателя ставится буква, указывающая на исполнение двигателя для климата: У - умеренного, ХЛ - холодного, ТВ - тропического влажного, ТС - тропического сухого, Т - тропического как влажного, так и сухого, О - для всех районов на суше (общеклиматическое исполнение), М - умеренно холодного морского, ТМ - тропического морского, ОМ - для неограниченных районов плавания (общеклиматическое морское), В - для всех районов на суше и на море.

В обозначении электродвигателя после буквы присутствует цифра, характеризующая категорию исполнения в зависимости от места размещения двигателя при эксплуатации: 1-для работы на открытом воздухе, 2 - для открытых помещений со свободным доступом наружного воздуха, 3 - для закрытых помещений, 4 - для закрытых отапливаемых и вентилируемых помещений, 5 - для помещений с повышенной влажностью.

Степень защиты персонала от соприкосновения с токопроводящими или вращающимися частями, находящимися внутри машины, и степени защиты самой машины от попадания внутрь твердых посторонних тел и воды установлены ГОСТ 17494-72.

Обозначение степени защиты состоит из двух букв IP и двух цифр. Первая цифра - от О до 6 - характеризует степень защиты персонала, а также степень защиты самой машины от попадания в нее твердых тел, вторая - от О до 8 - степень защиты от проникновения воды в машину. Наиболее распространены исполнения 1Р22, IP23, IP44. Первая цифра 2 указывает, что в машине



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) ( 70 ) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)