Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) ( 74 ) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (74)



Рис 121 Сдвоенный радиальный щеткодержатель (а), траверса (б) и схема реактивного щеткодержателя (в)

ЧТО щетка 7 все время будет прижата к одной стенке 12. Этим обеспечивается ее неизменное положение в щеткодержателе, свободное перемещение в гнезде и надежный контакт с коллектором.

Щетки изготовляют прессованием из смеси токопроводящих порошков и связующих веществ. Главными требованиями, предъявляемыми к ним, являются малое электросопротивление и способность хорошо пришлифовываться к коллектору или кольцам во время работы. Основным сырьем для щеток служат графит, кокс и сажа. В состав вещества щеток некоторых марок для увеличения электропроводимости добавляют порошок меди. Присадки свинца и олова делают щетки более мягкими и менее склонными к вибрациям и распылению.

Нормальная работа скользящего контакта обеспечивается только при определенном усилии прижатия щетки, которое рассчитывают по площади ее контакта и давлению, рекомендованному стандартом (ГОСТ 2332-75).

При плотном контакте искрения под щеткой, которое может привести к обгоранию поверхности коллектора или контактных колец, не происходит. Однако



следует иметь в виду, что слишком сильное нажатие щеток повышает их износ, а также потери трения, износ и нагрев коллектора и контактных колец.

§ 64. Синхронные машины

Конструкции статоров синхронных и асинхронных машин одинаковы, основное отличие обусловлено разным устройством их роторов. Рассмотрим устройство крупного синхронного двигателя с явновыраженными полюсами. Сварной корпус 5 (рис. 122) и подшипники скольжения 14 закрепляют на общем основании 19. Индуктор машины является частью ротора и состоит из магнитопроводящего ярма 8 и полюсов 7 с обмоткой возбуждения 10. Полюсы с шихтованным ярмом

2 3 It S 6 7 8 9


Рис. 122. Крупный синхронный двигатель с явновыраженными полюсами



соединяются с помощью молоткообразных выступов и клиньев 13, которые забиваются с торцов ротора, прижимая полюса к ярму. При массивном ярме полюсы к нему крепят болтами, как в машинах постоянного тока. Выводы от обмотки через центральное отверстие вала подходят к контактным кольцам 17, расположенным в коробке 16.

Сердечник статора для улучшения охлаждения обмотки 9 разделен на несколько пакетов 4 вентиляционными каналами, образуемыми распорками 3. В крупных машинах сердечники состоят из сегментов 18, которые собираются на выступах ребер / корпуса и стягиваются шпильками с гайками 6.

Подшипники имеют самоустанавливающие вкладыши 15, которые обеспечивают плотное прилегание поверхностей скольжения к шейке вала при некотором перекосе его оси относительно корпуса подшипника. Смазка жидкая, подается из нижней части стояка двумя кольцами, которые имеют диаметр больше диаметра шейки и свободно лежат на ней. При вращении ротора смоченные маслом кольца подают смазку вверх к поверхностям трения.

Короткозамкнутая обмотка, состоящая из стержней 2 в наконечниках полюсов, замкнутых по обоим торцам кольцами, предназначена для асинхронного запуска двигателя.

Щиты 12, выполненные в виде тонкостенного сварного кожуха, служат для защиты персонала от соприкосновения с токоведущими и вращающимися частями и имеют с торца вентиляционные окна, через которые воздух засасывается лопатками . Контактные кольца охлаждаются воздухом, поступающим в отверстия с торца коробки 16. Роль вентилятора играют сами кольца, отбрасывающие при вращении воздух в радиальном направлении.

В крупных быстроходных синхронных машинах - турбогенераторах и турбодвигателях - молоткообраз-ные выступы и болты оказываются недостаточно прочными, чтобы удержать тяжелый полюс с обмоткой. Под действием центробежных сил они разрываются. В таких случаях применяют неявнополюсные роторы, которые изготовляют из цельной стальной поковки - бочка 5 (рис. 123) объединяется с валом 9. Обмотку возбуждения / располагают в пазах, она удерживается клиньями 2. Большой зубец 3 является полюсным на-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) ( 74 ) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)