Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) ( 77 ) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (77)

бами или продольными сварными швами. Для исключения деформаций сердечника сварку его производят на оправке с образованием всех швов одновременно. Сердечники роторов с короткозамкнутой обмоткой скрепляют залитым в пазы алюминиевым сплавом.

К сердечникам статоров, предназначенным для механизированной укладки обмотки, предъявляется ряд дополнительных требований: скобы и сварные швы не должны выходить за наружную поверхность сердечника; перекос или искривление оси паза по длине сердечника должен быть не более 0,2 мм; увеличение длины сердечника между швами по наружной поверхности должно быть не более 1 мм, а по внутренней - не более 2 мм.

Контроль точности размеров шлицев пазов и их взаимного расположения, которые необходимы для механизированной укладки обмотки в пазы, производится комплексным калибром. При небольших (до 0,1 мм) отклонениях ширины шлица его калибруют роликовым дорном, число роликов которого равно числу пазов.

Точность размеров и формы отверстия сердечника, а также взаимного углового расположения листов достигается сборкой на оправке с тремя направляю-шими шпонками при минимальных зазорах в сопряжениях базовых поверхностей. Оправки имеют одну неподвижную шпонку, создающую прямолинейность и параллельность шлица оси сердечника, и две плавающие шпонки, позволяющие достаточно точно ориентировать листы по пазам, без деформации их кромок в случае неточного углового расположения пазов.

Сердечники статоров с наружным диаметром 500 мм и выше собирают обычно в корпус электрической машины, так как сборка при таких размерах на оправку и установка сердечников в корпус затруднена и экономически невыгодна. Если сердечники собирают из сегментов, то стыки между ними в каждом последующем слое должны быть смещены относительно стыков в предыдущем слое. В результате такой сборки «вперекрой» достигается высокая механическая и магнитная монолитность сердечника, что необходимо для надежной работы машины.

После набора первого пакета измеряют его длину в нескольких точках по окружности. Измерение производят по зубцам, сжатым струбциной. Для выравни-234




ililL

Рис. 127. Клиновой щуп: /-лезвие ножа, 2 рукоятка, 3, 4-шкалы

вания длины в нужных местах добавляют отдельные сегменты.

Плотность прессовки сердечников крупных машин проверяют нажатием на рукоятку 2 клинового щупа по глубине вхождения лезвия / (рис. 127) ножа между сегментами. Щуп имеет шкалу отсчета усилий 3 и шкалу отсчета глубин 4. Лезвие ножа изготовляют из стали с высокой твердостью с углом заточки 10°. Плотность считают удовлетворительной, если при усилии 294-343 Н лезвие входит на глубину не более 3 мм.

Каждый статор турбогенератора после сборки сердечника испытывают на отсутствие замыканий


Рис. 128. Схема испытания сердечника статора на отсутствие замыкания между листами



между листами, которые являются причиной дополнительного ь1агрева сердечника вихревыми токами. На сердечник укладывают два витка намагничивающей обмотки / (рис. 128) из кабеля сечением 240- 400 мм и под углом 90° к ней наматывают один-два витка контрольной обмотки 2 гибким проводом сечением около 2,5 мм. Потери в сердечнике определяют ваттметром W, токовую обмотку которого включают через измерительный трансформатор тока, а обмотку напряжения присоединяют параллельно контрольной обмотке. Режим испытания контролируют приборами К1, f, Л и V2.

Испытания проводят в течение 45 мин при индукции 1,4 Т и 90 мин при 1,0 Т. Температуру измеряют через каждые 10-12 мин термопарами. Температура в отдельных частях сердечника в конце испытаний не должна превышать по сравнению с начальной 25° С, а разница между зонами наибольшей и наименьшей температур должна быть не более 15 К.

Современные способы измерений осуществляются с использованием приборов типа ИМП-1 (искатель местных перегревов) и тепловизора типа «Статор». Прибор ИМП-1 состоит из оптического блока и футляра с электронным блоком и органами регулировки. Обе части прибора соединены коротким кабелем. Объектив оптического блока направляют на обследуемую поверхность. Поток лучистой энергии от нее через объектив попадает на радиационный термоэлемент, сигналы которого после преобразования фиксируются индикатором, показывающим превышение температуры относительно «базовой температуры» вспомогательной поверхности.

Тепловизор «Статор» оснащен оптической головкой на тележке, которая движется внутри- статора. Головка, перемещаясь вместе с тележкой, вращается вокруг оси, параллельной оси сердечника, благодаря чему с помощью тепловизора можно произвести «развертку» поверхности статора и снять термокарту, на которой будут зафиксированы нагретые места.

При неудовлетворительных результатах испытаний сердечник разбирают до дефектного места, удаляют часть сегментов, затем вновь собирают и испытывают. Качественная сборка при строгом соблюдении технологии, как показывает опыт, обеспечивает наличие местных перегревов не более 6-9° С.



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) ( 77 ) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)