Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) ( 68 ) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (68)

визионный сигнал. При сложении путем чередования операций сложения и вычитания сигналов поддерживается принятый в системе SECAM порядок следования начальных фаз цветовых поднесущих. Информацию для выбора операций (прибавление или вычитание цветовой поднесущей) получают, сравнивая фазы немодулиро-ванных поднесущих в пределах строчных гасящих импульсов выходного сигнала корректора и местного опорного сигнала.

Третий способ компенсации выпадений отличается от второго тем, что линия задержки в


8ыгУ

Т-2Г,

тракте яркостного сигнала коммутируется не в начале и конце строки, а в моменты, совпадающие с фронтом и срезом импульса выпадений. Замещается в этом случае не вся строка, а только ее искаженный участок.

Все рассмотренные варианты компенсации выпадений относились к считыванию сигнала из ЗУ корректора временных искажений. Компенсация выпадений может быть осуществлена и перед записью сигнала в память. В этом случае отпадает необходимость в запоминании импульсов выпадений, однако в тракт цифрового телевизионного сигнала перед ЗУ должна быть включена линия задержки для получения необходимых фазовых соотношений между импульсом выпадений, замещающим и искаженным сигналами.

1 h

i-i-l

Рис. 8.17. Замещение выпадений:

a, б - коммутируемые линии задержки: в - исходный сигнал; г, д - яркостной н цветоразностные сигналы после замещения выпадений

§ 8.4. Использование видеомагнитофонов в вещательном телевидении

В аппаратуре магнитной записи вещательной телевизионной системы можно выделить три группы устройств: высококачественные стационарные видеомагнитофоны, работающие совместно с устройствами электронного монтажа; дисковые видеомагнитофоны для повторного просмотра фрагментов передач в режиме замедления; портативные видеомагнитофоны телевизионной журналистики. Электронным монтажом принято называть согласование отдельных записей без нарушения последовательности синхронизирующих импульсов и порядка чередования цветоразностных сигналов. С помощью электронного монтажа разнообразный материал, зарегистрированный на магнитных лентах, и материал, поставляемый в аппаратную видеомагнитной записи по линиям связи, объединя-



ются режиссером, подготавливающим передачу в единую непрерывную запись.

На телевизионных центрах стационарные четырехголовочные видеомагнитофоны и устройства электронного монтажа устанавливаются в аппаратных видеомагнитной записи. Здесь же в ряде случаев размещают устройства воспроизведения записей, выполненных видеомагнитофонами репортажных установок. Эти воспроизводящие устройства содержат схемы коррекции временных искажений и компенсации выпадений; воспроизводимый ими сигнал синхронизирован с опорными сигналами телецентра и может быть использован при электронном монтаже.

Управление видеомагнитофонами при электронном монтаже осуществляется с помощью адресно-временного кода, записанного на специальную (режиссерскую) дорожку. Код во временной щкале отмечает адреса кадров зарегистрированного изображения. Каждое кодовое слово содержит синхронизирующую посылку и составляющие адреса кадров, к которым относятся данные о единицах кадров и десятках кадров (номере кадра в пределах секунды), единицах секунд, десятках секунд, единицах минут, десятках минут, единицах часов, десятках часов. Адресно-временной код позволяет при предварительном просмотре ввести в память цифрового устройства, управляющего электронным монтажом, адреса монтируемых частей и составить программу, обеспечивающую поиск фраг-.ментов, остановку видеомагнитофонов, их совместный пуск и подгонку записей.

Подготовка магнитных записей и их маркировка адресно-временным кодом создают благоприятные условия для автоматического управления телевизионным вещанием, при котором время и очередность включения видеомагнитофонов определяются командами, поступающими с ЭВМ центральной аппаратной.

В составе вещательной телевизионной аппаратуры используют видеомагнитофоны, позволяющие в замедленном ритме просматривать эпизоды передачи и длительное время наблюдать отдельные поля изображения. Особенно часто с замедлением и с режимом стоп-кадра производится повторный просмотр фрагментов спортивных передач, вызывающих наибольший интерес у зрителя. Заметим, что длительное время можно демонстрировать отдельные поля, а не кадры изображения, так как при быстрой смене сюжета многократное воспроизведение двух полей приводит к «дрожанию» деталей, положение которых в смежных полях заметно отличается.

В видеомагнитофонах, создающих эффект замедления и стоп-кадра, запись производится на металлические диски, покрытые с обеих сторон магнитным носителем и прочным защитным слоем, предохраняющим магнитный носитель от разрушения. Головки устанавливаются на радиальных направляющих и могут перемещаться с помощью шагового двигателя. Дорожки записи имеют вид концентрических окружностей. Видеомагнитофон содержит два диска, закрепленных на одном валу, и четыре головки. За одни



оборот диска на дорожке записывается одно поле изображения. Скорость вращения диска 3000 мин~ (50 с). Каждая головка работает на одной стороне диска. В режиме записи головки работают поочередно. После записи одного поля каждая головка а течение двух последующих полей перемещается на следующую-дорожку, далее следует цикл стирания и запись производится снова. Одновременно выполняются следующие операции: запись одной головкой, перемещение двух головок и стирание одной головкой. Переключают головки импульсами частоты полей.

В режиме воспроизведения каждая головка несколько раз считывает сигнал с одной и той же дорожки. Число циклов повторного-считывания зависит от степени замедления. В режиме стоп-кадра одной головкой длительное время счнтывается одно поле изображения. С помощью коммутатора сигналы с головок объединяются в один непрерывный сигнал. Чтобы при многократном считывании одного поля получить изображение на экранах просмотровых устройств с чересстрочным разложением, в тракт телевизионного сигнала вводится коммутируемая задержка на 0,5 строки. Если счнтывается нечетное поле, заканчивающееся посредине строки 313, то далее считывание с диска вновь начнется с начала строки: I, тогда как на просмотровых устройствах развертка будет прочерчивать вторую половину строки 313. Чтобы правильно воспроизвести изображение, в тракт сигнала через поле включают зaдepжк>r на 0,5 строки. Благодаря задержке сигнала повторно считываемая строка 1 в режиме стоп-кадра будет воспроизведена правильно на строке 314 просмотрового устройства. В следующем цикле строка 1 считываемого сигнала разместится на строке 1 просмотрового-устройства и т. д.

Повторное считывание одного поля изображения нарушает принятые в системе SECAM чередование цветоразностных сигналов-и смену фаз цветовых поднесущих. Поэтому из воспроизводимого-сигнала выделяют сигналы цветности и затем восстанавливают необходимый порядок следования цветоразностных сигналов с помощью коммутируемой линии задержки. Далее вновь формируют полный телевизионный сигнал. Схема, объединяющая яркостный и: цветоразностные сигналы, осуществляет также требуемую системой SECAM коммутацию фаз цветовых поднесущих.

Для магнитной записи на дисках характерны частотные искажения, возникающие в результате изменения длины окружностей дорожек, и, следовательно, линейной скорости головок относительно диска. Компенсацию этих искажений осуществляет корректор, подъем частотной характеристики которого увеличивается по мере приближения головки к центру вращения диска. Частота вращения диска контролируется системой автоматической подстройки частоты, управляемой импульсами частоты полей. Временные искажения носпроизводимого телевизионного сигнала сравнительно невелики и устраняются корректором временных искажений. Воспроизводи-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) ( 68 ) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80)