Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) ( 71 ) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (71)

от апертурно-частотнон характеристики без ореольного пятна (кривая /) имеет меньшую глубину модуляции М, начиная со средних частот.

Телевизионное изображение рассматривается обычно в иезатем-ненном помещении. Внешние (фоновые) засветки повышают среднюю яркость экрана н снижают контраст изображения до значения

>*г:=(/.,.,,-ь/.ф).(п„п+ф).

зависящего от яркости фона L. При /.ф~1т1п контраст изображения снижается примерно вдвое, а при L>L„ приближается к единице.

Влияние фоновой засветки и ореола ослабляется при рассматривании изображения через противоореольное дымчатое стекло с прозрачностью т<1. Свет от изображения, проходя через дымчатое стекло однократно, ослабляется пропорционально первой степени т. что приводит к необходимости повышения яркости свечения экрана в 1/т раз В то же время составляющая яркости, обусловленная засветкой, отраженной от экрана и прошедшей через стекло дважды, ослабляется пропорцноЕ1ально т, а контраст изображения повышается до значения

соответствующего относительному ослаблению яркости фона пропорционально первой степени т. Относительное ослабление яркости первого кольца ореола достигает г. поскольку свет про.\"одкт через стекло трижды, второго -т и т. л. Таким образом, противоореольное стекло является эффективным средством повышения контраста телевизионных иэображенкн.

В настоящее время не известны люминофоры, цветом свечения которых можно было бы управлять, изменяя плотность тока электронного пучка, напряженности электрических или магнитных полей Цвет свечения современных люминофоров зависит главным образом от их химического состава к способа обработки. Поэтому воспроизведение цветных изображений основано на использовании трех различных люминофоров красного, зеленого и синего.

По способу нанесения люминофоров различаются многослойные без)астровые и однослойные растровые экраны. Многослойные люминофоры наносятся на стекло экрана слоями, один поверх другого Управление цветом свечения многослойного экрана достигается регулировкой глубины проникновения электронов путем изменения их скорости, Прн малых скоростях энергия электронов передается в основном первому сдою, при больших - второму, при еще больших - третьему

Разработка многослойных экранов не вышла за стены лабораторий, поскольку не удается устранить одновременное возбуждение

22ti



\ штриховые (

слоев соседних люминофоров. Вследствие этого цвета оказываются мало насыщенными. Кроме того, прн различных ускоряющих напряжениях трудно сохранить одинаковые размеры растра во всех тре\слоях.

В современных кинескопах цветного телевидения используются однослойные растровые экраны, у которых все три люминофора располагаются в одном слое Однослойные экраны могут быть мозаичными из зерен трех люминофоров, сгруппированных в триады (рис. 9 2. а), и штриховыми с горизонтальным, наклонным и вертикальным расположением полосок люминофора (рис. 9.2, б); полоски могут иметь различную ширину. Для обеспечения пространственного смешения цветов структура экрана должна быть незаметной с обычных расстояний наблюдения. Поэтому шаг моза-нчных нли бш штриховых одноцветных элементов экрана должен быть одного порядка с шагом разложения б.

При вертикальной ориев!-тацин полосок люминофора ослабляется влияние магнитного поля Земли, под действием которого электронные пучки смещаются по вертикали, т. е. исключаются искажения чистоты цвета. Это особенно важно в переносных приемниках. Кроме того, отпадает необходимость взаимного совмещения строк и полосок люминофора.

При одновременном возбуждении тремя пучками зерен (полосок) красного, зеленого и CHiiero люминофоров одной триады и прн достаточном удалении экрана от наблюдателя наступает пространственное смешение цветов. Цвет смеси изменяется в зависимости от плотности тока в каждом пучке. Например, в случае, когда действует лишь Один электронный прожектор, цвет свечения совпадает с одним нз основных цветов кинескопа (красным, зеленым илн си-liHM). При токах всех трех пучков, соответствующих равным значениям входных сигналов, цвет смеси становится белым

Если к соответствующим прожекторам подвести сигналы Er. Еа и £н, пропорциональные яркостям основных цветов, то на экране кинескопа независимо друг от друга образуются три одноцветных изображения, при совмещении которых создается впечатление, что изображение цветное

Спектральные характеристики красного К-77. зеленого К-74 и синего К-75 люминофоров, выпускаемых нашей промылленностью. приведены на рнс. 9 3. о [I]. Они соответствуют европейскому стандарту на цветовое вещание. Излучения люминофоров отличаются от чистых спектральных, и, следовательно, на цветовом графике МКС (рис 9 3. 6) вершины треугольника /, определяемые цветовыми координатами основных цветов приемника j;r -0,64,



j/R=0,33, ло = 0,29, i/G = 0,60, дгв=0,15, i/p = 0.06, не лежат на кривой спектральных цветов.

Диапазон воспроизводимых в приемнике цветов зависит от выбора основных цветов. При сложении двух основных цветов точка цветности располагается на соответствующей стороне цветового треугольника, а при сложении трех цветов -внутри цветового треугольника. И. следовательно, чем ближе вершины треугольника к кривой спектральных цветов, тем больше насыщенность воспроизводимых цветов. Однако при этом падает яркость свечения экрана. Выбор основных цветов приемника основан на компромиссе между насыщенностью воспроизводимых цветов и яркостью свечения экрана.

Спектральные характеристики люминофоров, стандартизованных в американской системе цветного телевидения NTSC, отличаются от кривых на рис. 9.3, а, соответственно отличается и положение цветового треугольника 2 на рис. 9.3, б.

В кинескопах черно-белого телевидения используется

смесь двух люминофоров, совместная спектральная характеристика излучения которых имеет два максимума. Один из них находится а области синего цвета, н это придает экрану голубоватое свечение. Максимум второго совпадает с максимум кривой относительной видности глаза, что повышает светоотдачу экрана.


Рис. 9.3, Спектральные lapaKTepHCTHKf люминофоров (а) н треугольник их цве тдв на графике МКО (б)

§ 9.3. Трехлуч.

\ кинескоп

В горловине трехлучевого масочного кинескопа (рнс. 9.4, а) установлены три независимых друг от друга электронных прожектора /, расположенных в вершинах равностороннего треугольника симметрично относительно оси трубки и наклоненных к ней под углом около 1°. Пучки электронов 2 сходятся, пересекаются и снова расхо-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) ( 71 ) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80)