Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) ( 80 ) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (80)

нелинейной системы можно записать так:

D{p) + N{p)

q{a) + q (а)

= 0. (12.7)

В этом выражении не учтены высшие гармоники. Это сделано не случайно и не потому, что они малы. Дело в том, что если в отдельном нелинейном звене при подаче на его вход синусоидального сигнала в выходном сигнале всегда имеются высшие гармоники, то при включении нелинейного звена в замкнутый контур системы из-за фильтрующих свойств линейной части системы высшими гармониками на входе нелинейного звена можно пренебречь.

Если в замкнутой нелинейной системе РА возникают автоколебания с постоянной амплитудой и частотой, то коэффициенты гармонической линеаризации оказываются постоянными, а вся система стационарной. Незатухающие колебания в замкнутых системах, как показано в гл. 5, возникают в том случае, когда характеристическое уравнение системы содержит пару мнимых сопряженных корней. Потому для оценки возможности возникновения в нелинейной системе автоколебаний необходимо в гармонически линеаризованное характеристическое уравнение системы вместо р подставить /со. В результате получают уравнение, коэффициенты которого зависят от амплитуды и частоты предполагаемого автоколебательного режима. Если это уравнение удовлетворяется при действительных значениях амплитуды автоколебаний «к и частоты сок, то в исследуемой системе могут возникнуть автоколебания с амплитудой Ок и частотой сок, устойчивость существования которых необходимо дополнительно оценить.

Таким образом, для оценки возможности возникновения автоколебаний в нелинейной системе методом гармонической линеаризации необходимо найти условия границы устойчивости, как это делалось при анализе устойчивости линейных систем РА.

Характеристическое уравнение гармонически линеаризованной линейной системы имеет вид (12.7). Подставив в него p-jd), получим

D{ja) + N{ja)[q{a)-\-jq{a)]=0.

Выделив в последнем выражении вещественную и мнимую части, найдем уравнение

Б (со) +/С (со) = 0. (12.8)



Если при таких значениях «к и шк выражение (12.8) удовлетворяется, то в системе возможен автоколебательный режим, параметры которого рассчитываем по следующей системе уравнений:

В (сОн, а„) = 0;

С(ш„,а„) = 0. (12.9)

Из формул (12.9) можно найти зависимость амплитуды и частоты автоколебаний от параметров системы, на, пример от коэффициента усиления линейной части системы. Для этого необходимо в уравнениях (12.9) коэффициент усиления считать переменной величиной, т. е. эти уравнения записать в таком виде:

В = (шн, «к, k) = 0; C(a)„,a,A)= 0. (12.10)

По графикам a={k), (Ок=/(й) можно выбрать ко-; эффициент усиления, при -сотором амплитуда и частота возможных автоколебаний имеют допустимые значения, или вообще отсутствуют. ;

§ 12.4. ЧАСТОТНЫЙ .\\ЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ АВТОКОЛЕБАНИЙ

Решение уравнений (12.9) и (12.10) обычно связано с большими вычислительными трудностями, так как коэффициенты гармонической линеаризации имеют сложную зависимость от амплитуды входного сигнала. Кроме того, помимо определения амплитуды и частоты возможных автоколебаний в нелинейной системе, необходимо оценить их устойчивость. В инженерной практике для этого используется частотный метод, который базируется на приближенном выражении для передаточной функции нелинейного звена, определяемой следующим выражением:

WAa) = q{a) + iq4a), (12.11)

где коэффициенты q{a) и (/(а) вычисляются по (12.2).

Если нелинейная характеристика однозначна, то (а)=Ои \F„(a)=(?(a).

Передаточная функция (12.11) определяет амплитуду и фазу первой гармоники колебаний сигнала на выходе нелинейного звена:

ay==\WAa)\a, е„ (а) = arctg -1 ,

я {а)



где \ Wn(a)\ = V(a) + (a); 9„(a) - амплитудная и фазовая характеристики нелинейного звена; а-амплитуда колебаний на входе нелинейного звена.

Таким образом, сигнал на выходе нелинейного звена

у = flj, sin (со -f 0„ (а)).

Так как линейная и нелинейная части системы соединены последовательно, то частотная характеристика разомкнутой системы

р(/со) = Г„(/со)Гн(а). (12.12)

Из выражения (12.12) следует, что частотная характеристика разомкнутой нелинейной системы зависит не только от частоты входного сигнала, как это имеет место в линейных системах, но и от его амплитуды. В соответствии с критерием устойчивости Найквиста незатухающие колебания в линейной системе возникают в том случае, когда частотная характеристика разомкнутой системы проходит через точку с координатами -1, /0. Данное условие является также условием существования автоколебаний в нелинейной системе, т. е.

Гр(/сй,а)=-1. (12.13)

С учетом (12.12) условие (12.13) принимает вид

Wj, (/со)Г„(а)=-1

WAH =--V-, =-:гЧа). (12.14)

1Г„ (а)

Рещение уравнения (12.14) относительно частоты и амплитуды автоколебаний можно получить графически, как точку пересечения годографа частотной характеристики линейной части системы и годографа обратной характеристики нелинейной части, взятой с обратным знаком. Если эти годографы не пересекаются, то режим автоколебаний в исследуемой системе не существует.

Устойчивость автоколебательного режима оценивается следующим образом. Режим автоколебаний устойчив, если точка на годографе нелинейной части IF-(a), соответствующая увеличенной амплитуде по сравнению со значением в точке пересечения годографов (12.14), не охватывается годографом частотной характеристики линейной части системы. В противном случае автоколебательный режим неустойчив. На рис. 12.8, а годографы пе-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) ( 80 ) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110)