Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) ( 16 ) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (16)

тельно друг друга Корпус громкоговорителя выполняется из фанеры или дре-весно стружечной плиты тошщиной 20 мм Внепгаие размеры корпуса 306X Х320Х 1030 мм, т е корпус громкоговорителя по своей форме и размерам напоминает настенную книжную полку Для обеспечения правильного повторения конструкции ее автор рекомендует следующую последовательность изготовления

юж



Рис 47

На листе миллиметровой бумаги строится в натуральную величину контур продольного сечения будущего корпуса громкоговорителя по размерам рис 47. Далее, иа расстоянии 110 мм от обреза задней стенки проводится линия, идущая под углом 1Г к контуру баковой стенки Из точюи пересечения этой линии с контуром внещнего обвода лицевой панели под углом 60° к первой проведенной линии проводится вторая линия длиной 200 мм Затем из конца второй линии под углом 60° к ней проводится третья Прн условии точных построений третья линия должна проходить через точку, из которой были начаты геометрические построения В плане проведенные линии, пересекаясь, должны образовывать равносторонний треугольник со сторонами 200 мм Затеи строится контур внутреннего обвода корпуса, размечаются отверстия под головку Аналогичные построения проводят на втором торце корпуса громкоговорителя

Пластины акустических волноводов делают из ровного листового дуралю-мина толщиной 1,5 мм, высотой 266 мм При установке в пазы верхней и нижней крышек важно обеопечить их взаимное параллельное положение и равен ство расстояний между ними Пластины должны быть параллельны глухой стенке, поставленной под углом к передней панели Головки устанавливают на стенках с круговым вырезом диаметром, равным диаметру диффузюра по границе его склейки с диффузородержателем, за гофром Внутренняя поверхность корпуса покрывается слоем минеральной ваты толщиной 60-70 мм Автор конструкции применил также дополнительную стенку из ваты между каждой головкой и общим объемом воздуха в корпусе громкоговорителя Такие меры позволяют уменьшить влияние отражений звука внутри корпуса и исключить прямое воздействие головок друг на друга

При повторении конструкции рекомендуется применять отечественные широкополосные головки повышенной и нормальной чувстиительностн, например,



типа 4ГД 36 имеющие сопротивление звуковых катушек 4 и 8 Ом При этом необходимо уточнить посадочные размеры и диаметр отверстия под раскрыв диффузора Для декоративного оформления корпуса используют тонкую радио ткань, которой обтягивают обе торцевые стенки и лицевую панель (одним кус ком) Верхняя и нижняя крышки фанеруют или покрывают имитирующей пленкой

По мнению автора конструкции, качество работы громкоговорителя высо кое При длине корпуса око то 1 м база составляет более 1,7 м, т е данный моноблочный громкоговоритель по своим свойствам эквивалентен двум громкоговорителям разнесенным друг от друга на расстояние около 2 м К этому необходимо добавить, что громкоговоритель можно повесить на стену поста вить на него как на книжную полку, различные книги и журналы Качество работы громкоговорителя от этого не ухудшится

ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ И СВЕТОАКУСТИЧЕСКИЕ УСТРОЙСТВА

НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОГИТАРЫ

Электрогитара является самым массовым и популярным среди молодежи музыкальным инструментом В отечественной радиолюбительской литературе описано много конструкции различных датчиков и приставок, предназначенных для улучшения работы электрогитары, усилителей мощности и громкоговори телей для озвучивания гитары Еще в 30 х годах на Всесоюзных заочных ра диовыставках творчества радиолюбителей конструкторов появились первые об разцы электрогитар Правда, усилительная и акустическая аппаратура тех лет была исключительно ламповая Но все же эффект исполнения на электрогита pax был необычным для слушателей А в конце 30 х годов при Всесоюзном радиокомитете был организован ансамбль электромузыкальных инструментов, в котором кроме виолены и терменвокса (инструменч-ов, созданных еще в 20 х годах) звучали адаптаризованные, т е снабженные датчиками звукоснимате лями, виолончель и гавайская гитара

Бустер, фаз, дистоушер, вибрато, тремоло, . что это? Все эти и другие слова которые можно встретить в описаниях любительских конструкций прис тавок для электрогитар, означают специфическую окраску звучания электро гитары, которую дают ей приставки с такими названиями Поскольку в любительской литературе редко дается разбор характерных особенностей этих прис тавок, остановимся сначала на существе явлений, происходящих с электричес ким сигналом, поступающим с выхода датчика звукоснимателя электрогитары Сделаем это с помощью диаграмм напряжений на выходе датчика и выходах различных приставок, приведенных на рис 48 а-е

На рис 48,0 дана диаграмма напряжения сигнала иа выходе датчика элек трогитары при возбуждении только одной струны По вертикальной оси )ка зано напряжение по горизонтальной - время Сигнал имеет вид импульса определенной длительности с относительно быстро нарастающим фронтом и более медленным спадом У музыкантов время нарастания звука называется атакой Внутри импульса напряжение изменяется по почти гармоническому за кону с частотой, определяемой номером струны и ее действующей длиной Максимальные значения напряжений положительной и отрицательной полярности создают огибающую сигнала Кроме полезного сигнала, на выходе датчика, так же как и на входе усилителя, действуют внутренние и наведенные извне помехи Эти помехи наиболее заметны при отсутствии сигнала, как и показа но на рис 48,а

Подавляющее большинство приставок к электрогитарам выполняют роль нелинейных или линейных «иоказителей» сигнала датчика «Исказители» ра ботают по принципу искажения огибающей исходного сигнала На английский язык «исказитель» переводится как фаз или дистоушер

Если при усилении и воспроизведении сигналов с датчиков звукоснимате лей электрофонов и магнитных головок магнитофонов, с выходов детекторов радиоприемников мы стремимся уменьшить искажения сигнала, то здесь сигнал



искажается специально Причем чем больше он искажен, тем интереснее музыкальный эффект Такова природа и особенность алектрогитары

Атана

Огийтщая



Все типы исказителей для электрогитар делятся на две группы - линейные и нелинейные Характерным признаком исказителей первой группы явтяется то что они не вносят дополнительно частот, которые отсутствуют в исходном сигнале Эти приставки лишь изменяют распределение амплитуд частотных со ставляющих исходного сигнала, увеличивая амплитуды одних частот, уменьшая амплитуды других и полностью подавляя колебания третьих Линейных иска зителей мало Наиболее известным из них является бустер, т е ускоритель атаки звука На рис 48,6 показана диаграмма напряжения на выходе бустера при действии на его входе напряжения с датчика (рис 48,а) Из диаграммы видно, что бустер действительно уменьшает время иарастання звука Прояв тяется это в повышении динамики исполнения музыкального произведения на этектрогнтаре

Группа нелинейных «исказителей» многочисленна и разнообразна Харак терным признаком таких приставок является то, что на их выходе появляются частоты, которых в исходном сигнале не было Приставки работают по прин ципу нелинейных преобразований напряжения сигнала, тес применением



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) ( 16 ) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)