Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) ( 19 ) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (19)

частота усилителя, т. е. переменным резистором RI9 можно вручную перестраивать резонансную частоту усилителя, создавая эффект «Вау-Вау».


Рис. .56

Приставка позволяет также авто.матизировать процесс перестройки усилителя по частоте, для чего имеется генератор инфранизкой частоты (всего несколько герц) на транзисторах ТЗ и Т4. Этот генератор собран по схеме с трехзвенным фазовращателем на 180° в цепи отрицательной обратной связи. Транзистор ТЗ играет роль развязывающего эмиттерного повторителя. Плавна» перестройка частоты инфранизкочастотного генератора производится переменным резистором Д14. Коррекция режима работы транзистора ТЗ - переменным резистором R1I.

Выходное напряжение генератора инфранизких частот снимается с движка переменного резистора R17 и подается через конденсатор CI3 и резистор R18 на базу транзистора Т5, изменяя напряление смещения. Чем ниже по схеме опускается движок, тем больше выходное напряжение, тем заметнее изменение сопротивления коллектора транзистора Т5. При небольшом выходном напряжении перестройка резонансной частоты усилителя в такт с частотой инфра-низкочастотного генератора небольшая, эффект «Вау-Вау» слаб, зато заметен эффект амплитудного вибрато. С увеличением выходного напряжения генератора качание частоты усилителя увеличивается, заметнее становятся эффекты «Вау-Вау» и вибрато. При максимальном напряжении эффект вибрато переходит в тремоло.



При повторении конструкции можно использовать транзисторы типа КТ362В или КТ315В, КТ315Г. Переменные резисторы R9, R17 и R14 типа СПЗ-2126 группы В. Переменные резисторы R4, R11, R19 типа СП или СП-2, СПО. Гнезда Гн/ и Гн2 типа СГ-3. Источникам питания может служить батарея типа «Крона ВЦ». При среднем значении потребляемого тока 7 мА срок ее службы составит около 80 ч.

Налаживание приставки производится следующим образом. После проверки правильности монтажа и устранения замеченных неисправностей включают питание и замеряют постоянное напряжение в точках, указанных на рис. 54. При отклонении измеренных значений от рекомендованных более чем на d=0,4-0,5 В производится коррекция режимов работы транзисторов подбором Сопротивлений резисторов R3 и RJ6 для транзисторов Tl, Т4 и подстройкой резистора R!! для транзистора ТЗ. Затем на гнездо Гн1 подается сигнал от электрогитары, к гнезду Гн2 подключается вход электроакустической установки н переменным резистором R4 производится регулировка полосы пропускания резонансного усилителя. Переменным резистором R19 находится наиболее эффектное значение резонансной частоты усилителя. Далее прн выведении движка переменного резистора R17 в среднее положение производится установка частоты генератора на транзисторе ТЗ.

Конструктивно приставка может быть оформлена в виде небольщого блока или педали.

Стереофоническая электрогитара. В первом издании книги подробно описывалось устройство датчика для получения стереофонического сигнала электрогитары. По отзывам читателей, создать такой датчик оказалось непросто из-за хрупкости чувствительных элементов из пьезокерамики. При этом оказалось, что стереофоническое звучание электрогитары можно обеспечить и магнитными датчиками, которых на современной гитаре несколько. Обычно гитарист или оператор включает эти датчики последовательно во времени. Но если выходы двух датчиков одной гитары подключить ко входам канальных усилителей стереофонической установки, то звучание электрогитары приобретет новое, более объемное звучание. Для этого не требуются специальные установки, достаточно иметь стереофонический усилитель с громкоговорителями мощностью 10-15 Вт на канал.

Как уже отмечалось, электрогитара является самым массовым, но не единственным электромузыкальным инструментом. Существует большое число современных электромузыкальных инструментов, действующих по принципу синтезаторов звуков, точнее электрических сигналов, которые соответствуют вполне определенным звукам. В них нет струн, мехов, мундштуков и сурдинок, так же как и барабанных палочек, но создаваемые ими электрические сигналы, поданные на входы электроакустических установок, превращаются в звуки органа, большого турецкого барабана или гавайской гитары, контрабаса или тамбурина. Трудно назвать музыкальные инструменты, звуки которых нельзя было бы получить с помощью синтезаторов сигналов и электроакустики. Среди синтезаторов есть очень сложные, включающие быстродействующие электронные вычислительные машины, но есть и совсем простые, содержащие по два-три транзистора. О таких несложных синтезаторах сигналов и пойдет речь в следующем параграфе.

ПРОСТЫЕ ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Электронный барабан. Читателю хорошо известно, какими громоздкими и неудобными для перевозки в городском общественном транспорте являются басовые музыкальные инструменты и барабаны. Нельзя ли сделать их поменьше, чтобы можно было переносить в портфеле или даже кармане? Современная полупроводниковая техника все может. Создание электронных барабанов, как, кстати, и всех других электромузыкальных инструментов, начиналось с исследования диаграмм звуковых сигналов. С помощью микрофонов, УНЧ и электронных осциллографов установили, что звук барабана представляется в виде электрического сигнала, показанного на рис. 57. Огибающая сигнала имеет круто!! фронт, обусловленный ударом, и медленно затухающий спад, определяемый резонансными свойствами барабана. Частота заполнения может нахо-•62



диться в пределах 10-400 Гц, что зависит от размеров и конструктивных особенностей того или иного инструмента.

Специалистам по радиоэлектронике хорошо известно, что электрические сигналы, подобные по форме приведенным на рис. 57, могут генерировать контуры ударного возбуждения и заторможенные автогенераторы низкой частоты в момент подачи на них запускающего импульса. На рис. 58 приведена принципиальная схема электронного барабана, собранного на двух транзисторах, и двух диодах.

Vacmoma за/гошешн 700-700 rq


Рис. 57

C7L 737


С-гомВ

Рис. 58

Основой инструмента является генератор низкой частоты, собранный нЗ транзисторе Т1 по схеме с трехзвенным фазосдвигающим фильтром на 180° в цепи обратной связи. Значение генерируемой частоты определяется емкостями-конденсаторов С/, СЗ, С4 и может находиться в пределах 100-400 Гц. Ждущий режим работы в недовозбужденно-м состоянии генератора достигается тем, что резистор R5 фазосдвигающей цепи дополнительно шунтируется сопротивлением канала полевого транзистора 12. В свою очередь, сопротивление канала полевого транзистора регулируется переменным резистором, меняющим напряжение положительного смещения на затворе транзистора Т2. И чем больше напряжение смещения, тем меньше сопротивление канала, следовательно, тем круче спад огибающей сигнала, тем быстрее затухает звук барабана Исходное напряжение для смещения обеспечивается простейшим стабилизатором на резисторе Rl и германиевом диоде Rl

Запуск генератора может производиться вручную и автоматически по синхронизирующим импульсам, поступающим извне. Для того чтобы «ударить» по электронному барабану, достаточно нажать пальцем на кнопку Кн. При этом через конденсатор С5 и диод Д2 на базу транзистора Г/ пройдет импульс напряжения положительной полярности, который возбудит генератор. Длительность генерируемого сигнала, как уже говорилось, зависит от положения движка переменного резистора R2. Для повторного «удара» по барабану необходи-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) ( 19 ) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)