Главная -> Книги

(0) (1) ( 2 ) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (2)

числу частотных полос регулирования тембра. Малые размеры современных операционных усилителей в интегральном исполнении, использование малогабаритных конденсаторов и постоянных резисторов позволяет увеличить число регулируемых полос (до 10-20 и более).

На рис. 9 приведена принципиальная схема десятиполосного регулятора тембра на микросхемах типа 747, описанная в журнале болгарских радиолюбителей. Поскольку все десять полосовых фильтров идентичны и различаются лишь емкостями двух конденсаторов, то на рис. 9 приведены только два фильтра: один со средней частотой 32 Гц, другой - на частоту 16 кГц. Глубина регулирования в полосе каждого фильтра ±12 дБ, входное напряжение до 5 В.

сг,, 0.78


Рис. 9

Входной сигнал, подводимый к гнезду Гн1, поступает к выходному гнезду Гн2 двумя путями: через постоянный резистор R8, который одновременно является резистором обратной связи, рашномерной по всей полосе пропускаемых частот, и через десять избирательных усилителей, коэффициенты передачи которых регулируются переменными резисторами R3 во всех полосах. Входное сопротивление устройства около 1 кОм, выходное 5 кОм.

При повторении конструкции регулятора тембра по схеме рис. 9 можно использовать не все десять, а только часть полосовых фильтров, разместив их с интервалом две или три октавы, т. е. число фильтров может быть уменьшено до четырех-пяти. При этом можно пользоваться данными табл 2, в которой приведены емкости конденсаторов С2, СЗ.

В качестве активных элементов рекомендуется применять интегральные микросхемы типа К1УТ531А. Переменные резисторы могут быть типа СПЗ-220 (одинарные) или СПЗ-236 (сдвоенные) для стереофонического УНЧ. Все переменные резисторы должны быть группы А. Постоянные конденсаторы и резисторы подбирают с разбросом номинала неболее ±10%. При налаживании



глубину регулирования подбирают, изменяя сопротивление резистора R8, а выравнивание коэффициента передачи по каждой полосе в отдельности - подбором сопротивления резистора Я6 в каждом полосовом фильтре.

Таблица 2

Частота. Гц

С2. пФ

СЗ. пФ

Частота. Гц

С2. пФ

СЗ, пФ

0,18 мкФ

0,018 мкФ

1 ООО

5 600

0,1 мкФ

0,01 мкФ

2 000

2 700

0,047 мкФ

4 700

4 000

1 500

0,022 мкФ

2 200

8 000

12 000

1 200

16 000

КАСКАДЫ, СОЗДАЮЩИЕ ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ

Одним из интереснейших нововведений, применяемых в самых дорогостоящих усилителях низкой частоты за рубежом, является регулятор эффекта присутствия, позволяющий выделить голос солиста на фоне музыкального сопровождения, сделать его более внятным и объемным, создав как бы эффект присутствия солиста рядом со слушателем. Суть эффекта присутствия заключается в соответствующей коррекции амплитудно-частотной характеристики усилителя низкой частоты При этом учитывается, что диапазон изменения частот музыкального сопровождения составляет 9 октав (от 20 Гц до 15 кГц). Этот диапазон перекрывает частоты, на которых звучат все инструменты - от большого басового барабана до маленькой флейты-.пикколо. Частоты человеческого голоса занимают центральную часть диапазона, примерно от 2 до 5 кГц. Поэтому для того чтобы выделить голос солиста на фоне музыкального сопровождения, достаточно повысить усиление на частотах от 2 до 5 кГц. По мнению специалистов, для создания эффекта присутствия увеличение усиления должно составить 6-10 дБ. Наиболее просто реализовать эффект присутствия можно в опе-циальном трехполосном электроакустическом устройстве, где имеются три раздельных, независимо регулируемых усилителя нижних, средних и верхних частот. Амплитудно-частотная характеристика усилительного тракта такого устройства приведена на рис. 10. Как видно из рисунка, для создания эффекта присутствия достаточно установить регулятор громкости канала средних частот на 6-10 дБ выше уровня нижних и верхних частот

Хороших результатов можно добиться и при использовании обычного УНЧ, на входе которого стоит многополосный регулятор тембра. Здесь достаточно поднять усиление в полосе частот 3 или 4 кГц на 6-8 дБ относительно остальных частот, чтобы получить амплитудно-частотную характеристику усилительного тракта, близкую к приведенной на рис. 10.

Нише чашпоты

Срвднив частоты


0;0г 0,051,0 0,1 0,5 1,0 гь 5 ю zososoroo

Частота сигнала,нГи

Рис 10



На рис. 11 приведена принципиальная схема (а) и представлена амплитуд, яо-частотная характеристика (б) приставки, создающей эффект присутствия собранной на базе каскада по схеме с общим эмиттером, охваченного частотно-зависимой отрицательной обратной связью. По принципу действия данный каскад подобен селективному каскаду по схеме рис. 3 и полосовому фильтру по схеме рис. 9. Глубина регулировки, как видно нз рис. 11,6, зависит от положения движка переменного резистора R4. При крайнем нижнем (по схеме) положении, когда R4 = 0, влияние отрицательной обратной связи очень мало и амплитудно-частотная характеристика практически равномерна по всей полосе пропускаемых частот. По мере подъема движка вверх влияние обратной связи возрастает, подъем усиления на частоте 2 кГц увеличивается. При среднем положении движка подъем составляет около 6 дБ, прн полностью введенном движке - до 13 дБ. Частота подъема амплитудно-частотной характеристики выбрана равной 2 кГц.


qaZ 0,05 0,1 0,2 0,3 0,5 7,0 Z Ъ 5 70 2П Частота сигнт(7,нГс( ff)

Рис. 11

Ря1Д других каскадов, создающих эффект присутствия, имеют основную частоту подъема 2,5 и 3,5 кГц. По мнению авторов, различие частот несущественно для создания эффекта присутствия, но может оказаться полезным для подчеркивания мужского и женского голосов в отдельности. Обычно повышение частоты подъема достигается за счет уменьщения емкости конденсаторов С1 и С2 до 4700 пФ каждого и С4 - до 0,015 мкФ.

При повторении конструкции можно использовать малощумящий кремние вый транзистор типа КТ315Б, КТ315Г и КТ312Б. Входное Гн1 и выходное Гк гнезда типа СГ-3. При применении двух каскадов для стереофонического УНЧ



(0) (1) ( 2 ) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)