Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) ( 6 ) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (6)

ричная - 120 витков с отводом отсередины, проводом ПЭВ-2 диаметром 1,9 мм.

Для обеспечения нормальной работы усилителя транзисторы ТЗ-Т7 должны иметь эффективные теплоотводы. Можно применить простейшие пластинчатые теплоотводы из листового черненого дуралюминия. Размеры теплоотводов, как указано в первоисточниках, должны быть следующими: для транзисторов Т6 п Т7 - 3X160X160 мм; для транзисторов Т4 я Т5 - 2X60X60 мм; для транзистора Т2 - 2x15x15 мм. Если в качестве Т2 применить транзистор КТ602А, то дополнительного теплоотвода не потребуется

Налаживание собранного усилителя начинают с проверки монтажа и соединений. Затем включают питание и устанавливают режимы работы каждого из каналов усилителя в отдельности при отключенном сигнале и нагрузке. Сначала переменным резистором R9 устанавливают, ток, потребляемый каналом Б, равный 60 мА. Далее переменным резистором R5 добиваются того, чтобы постоянное напряжение иа выходе канала Б было 30 В. Потом аналогичные операции производят с каналом А.

Затем включают нагрузку и замеряют постоянное напряжение на ней. Допускается, чтобы это напряжение было не болзе ±0,3 В. В противном случае переменным резистором R5 каналов А и Б вновь производят коррекцию так, чтобы постоянное напряжение на нагрузке вошло в норму. И только после этого можно испытывать усилитель с источником сигнала.

Конечно, в большинстве случаев любительской практики выходная мощность 250 Вт не требуется. Но описанный выше принцип построения балансных мостовых усилителей мощности низкой частоты может оказаться полезным при создании усилителей меньшей мощности (на 40-50 Вт) на базе двух усилителей малой мощности. Необходимо только, чтобы оба исходных усилителя были юдного типа, имели одинаковые характеристики, а источник питания позволял Получать требуемую мощность. В среднем можно считать, что мощность выпрямителя н трансформатора должна быть по крайней мере вдвое больше максимальной выходной мощности усилителя в целом.

В заключение необходимо указать, что качество работы любого усилителя •мощности низкой частоты во многом зависит от источника усиливаемого сигнала, предшествующих регулирующих и корректирующих каскадов, от самой электроакустической установки, в которой используется данный усилитель, а также от мощности, входного сопротивления и качества работы громкоговорителя (или громкоговорителей, если их несколько).

О том, как улучшить работу электроакустической установки, сделать эффективным громкоговоритель, пойдет речь дальше.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ

МОНОФОНИЯ, СТЕРЕОФОНИЯ, ТРИОФОНИЯ, КВАДРАФОНИЯ, ПЕНТАФОНИЯ, ГЕКСАФОНИЯ, .., АМБИОФОНИЯ

Все перечисленные выше названия относятся к акустическим и электроакустическим установкам и указывают на число независимых сигналов, которые используются для создания необходимого акустического эффекта. Монофонические системы используют один сигнал; стереофонические - два сигнала. Для квадрафонических установок необходимо четыре сигнала. Менее известны другие установки: триофонические, рассчитанные на применение трех независимых сигналов, пентафонические - пяти, юксафонические - шести и т. д. Под амбио-фоническими понимают такие системы, в которых число каналов и сигналов столь велико, что у слушателя возникает представление о том, что звук поступает со всех сторон, как бы из окружающего пространства.

Амбиофония - это очень близкое к натуральному воспроизведение звука с помощью современных многоканальных и многополосных электроакустических установок. Такими установками оборудуются большие зрительные залы, современные киноконцертные помещения. Количество динамических головок различной мощности и полосы воспроизводимых частот в амбиофонических установках, которые правильнее назвать системами, может достигать нескольких тысяч.



Звучание, близкое к амбиофоническому, дает гексафония и отчасти пента-фония. Такие установки применяют при показе широкоформатных, круговых и полиэкранных фильмов. Они тоже не совсем подходят для любительского творчества.

Монофония освоена радиолюбителями еще в начале 20-х годов. Стереофония осваивается с 50-х годов. Квадрафония стала распространяться в 70-х годах. Триофония не привилась ни в профессинальной, ни в любительской аппаратуре. Уже первые годы внедрения многоканальных электроакустических систем показали, что наиболее заметное улучшение качества звучания происходит при переходе от моно- к стереофонии. Переход от стерео- к квадрафонин заметен в том случае, когда воспроизведение звука происходит в просторном помещении при вполне определенном размещении громкоговорителей относительно слушателя. Дальнейший переход к пента- и гексафонии почти не различается слушателями.

Нужно отметить, что электроакустические установки, квадрафонические в полном смысле этого слова, являются сложными техническими аппаратами, требующими особого внимания и ухода. Это относится как к источникам квадрафонических сигналов, магнитофонам, электрофонам, грампластинкам и радиоприемникам, так и к усилителям и громкоговорителям. За рубежом было опубликовано несколько описаний различных квадрафонических установок, предназначенных для повторения радиолюбителями, но сложность и дороговизна таких установок не позволяют считать их любительскими.

Исследования ученых, многочисленные опыты и эксперименты радиолюбителей многих стран мира показали, что хорошо разработанная, собранная и налаженная стереофоническая установка может обеспечить лучшее качество звучания, чем посредственная квадрафоническая. Кроме того, если стереофоническую установку снабдить несложными дополнительными приставками и каскадами вместе с дополнительными громкоговорителями, то получается так называемая псевдоквадрафоническая установка, звучание которой лишь немногим уступает квадрафонической. Аналогично этому можно уменьшить различие в качестве звучания монофонических и стереофонических установок, снабдив первые дополнительным громкоговорителем и соответствующей приставкой, дающими псевдостереофонический эффект.

Анализ большого числа публикаций па страницах радиолюбительских журналов многих стран мира показывает, что в основном улучшение качества работы электроакустических систем идет как по пути совершенствования моно- и стереофонических установок, так и по пути применения приставок и дополнительных громкоговорителей, делающих их псевдостереофоническими и псевдо-квадрафоническимн. Кроме того, уделяется большое внимание совершенствованию самих громкоговорителей.

УСОВЕРШЕНСТВОВАННЫЕ КАСКАДЫ СТЕРЕОФОНИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Практика конструирования и эксплуатации стереофонических установок показала, что для обеспечения высокого качества работы необходимо, чтобы предварительные каскады усиления сигнала вносили как мохчно меньшие искажения, балансировка усиления в обоих каналах производилась точно и по возможности в более широкой полосе пропускаемых частот, а переходные помехи между каналами были незначительными. К сожалению, большинство конструкций любительских стереофонических установок не удовлетворяют этим требованиям. Ниже даны описания несложных каскадов, с помощью которых можно устранить указанные недостатки.

Ультралинейный предварительный каскад усиления. На рис. 17 приведена принципиальная схема ул;зтралинейного каскада предварительного усиления правого канала стереофонического усилителя низкой частоты. Несомненным достоинством каскада является то, что при напряжении сигнала на его выходе, равном 6 В, коэффициент гармонических искажений на частотах от 40 Гц до 20 кГц не превышает 0,017о- Это достигается за счет принятия ряда мер: повышения напряжения питания до 20 В (обычно оно равно 9-12 В), применения малошумящих и высокочастотных транзисторов (ВС239, ВС549), а также в



результате введения отрицательных обратных связей, подавляющих в значительной мере возникающие искажения. В частности, как это можно видеть из


И аналогична» тстду левого НШт Рис. 17


Рис. 18

рис. 17, на регулятор тембра по схеме Бак-сандала, который включен на входе транзистора Г/, подаются сигналы отрицательной обратной связи как с эмиттера транзистора Т2, так и с делителя напряжения на резисторах Я14 и R15. Регулировка стереоба-ланса производится переменным резистором R18, общим для каскадов правого и левого каналов, идентичных друг другу. Минимизация коэффициента гармонических исках<е-ний достигается подбором сопротивления резистора R13.

При повторении конструкции следует учитывать, что транзисторы типа ВС549 аналогичны по параметрам отечественным транзисторам типа КТ316Д и КТ368Б. В случае необходимости можно использовать транзисторы типа КТ306Г или КТ315Е либо КТ315Г. Переменные резисторы R3, R6 и R18 группы А типа СПЗ-236 (сдвоенные с одноименными резисторами левого канала). Резистор ?8 -одинарный. Входной сигнал подается к гнезду Гн1, выходное напряжение капала снимается с конденсатора С9 (в каждом канале). Гнездо Гн1 типа СГ-5.

Каскад с широкополосной балансировкой каналов. На рис. 18 приведена принципиальная схема двухканального каскада предварительного усиления стереофонической установки, в которой обеспечивается достаточно точная балансировка обоих каналов в щирокой полосе пропускаемых частот. Входное сопротивление каждого ка-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) ( 6 ) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)