Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) ( 7 ) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (7)

нала не менее 0,1 МОм, выходное 50 Ом. Коэффициент гармонических искажений в полосе частот от 20 Гц до 20 кГц составляет 0,05% при выходном напряжении 0,5 В и не превышает 0,15% при 2,0 В. Глубина регулировки стереобаланса от О до 6 дБ в каждую сторону.

Возможность равномерной балансировки усиления в широкой полосе частот обусловлена тем, что переменный резистор стереобаланса R6 включен через цепочки iR5C3 и R7C4 обоих каналов в цепи отрицательных обратных связей, действующих с выходов каскадов на их входы. Поэтому перемещение движка переменного резистора R6 приводит к уменьшению усиления в одном канале и одновременно к увеличению усиления в другом.

При повторении конструкции желательно использовать кремниевые высокочастотные малошумящие транзисторы, например, типа КТ340А. В случае необ-ходи.чости можно применить транзисторы типа КТ315Б. Налаживание каскада сводится к подбору сопротивления резисторов R10 и iR}4, при которых на электродах транзисторов Т2 и Т4 будут действовать постоянные напряжения, указанные на рис. 18.

Эффективный компенсатор переходных помех. Многие радиолюбители, занимающиеся конструированием стереофонических установок, отмечали, что явление стереоэффекта было незначительным либо отсутствовало вовсе. Причиной этого были ошибки, допущенные при подборе деталей, монтаже усилителя и громкоговорителей, а также большой уровень переходных помех между каналами, подавление которых требует принятия специальных мер. Переходные помехи возникают главным образом за счет связи усилителей обоих каналов через общий источник питания. Поэтому основной мерой борьбы является применение для питания усилителей левого и правого каналов двух раздельных идентичных стабилизированных выпрямителей. Это сложно, дорого, громоздко, но в ряде высококачественных зарубежных усилителей эти меры применяются и дают хороший результат. При этом незначительный уровень переходных помех из одного канала в другой все же остается из-за несовершенства экранировки и развязки каскадов различных каналов между собой.

Значительно ослабить или даже полностью подавить переходные помехи между каналами стереофонических усилителей можно, если в предварительном-усилителе обоих каналов применить специальный компенсатор переходных помех. На рис. 19 приведена принципиальная схема простого и эффективного компенсатора переходных помех.

Как видно из рис. 19, компенсатор представляет собой двухканалъяый каскад предварительного усиления. В каждом канале использовано по два высоко"-частотных малошумящих кремниевых транзистора TI, Т2 и ТЗ, Т4. Каскады на транзисторах Т1 и ТЗ собраны по схеме с разделенной нагрузкой. Как уже говорилось ранее (рис. 16), выходные напряжения в цепях коллекторов и эмиттеров каждого из таких каскадов противоположны по знаку. Кроме того, за счет неравенства сопротивлений резисторов в цепях их эмиттеров и коллекторов (R7 и R10, R14 и R11) амплитуда напряжения сигнала в коллекторных цепях примерно в два раза больше, чем в эмиттерных.

В связи с тем, что сдвоенные переменные резисторы R8 и R13 компенсатора переходных помех включены между эмиттерами и коллекторами транзисторов соответствующих каналов через конденсаторы С5 и Сб и резисторы R9 и R12„ перемещение движков резисторов R8 и R13 приводит к изменению амплитуды и фазы сигнала, поступающего па базу транзистора второго каскада канального усилителя, но уже другого канала. Основной сигнал и сигнал компенсации могут быть в фазе или противофазе, равной или неравной амплитуды. Подстройкой переменного резистора R12 можно добиться того, чго при крайнем нижнем положении движков переменных резисторов сигнал одного канала будет полностью вычтен из сигнала второго канала и наоборот, т. е. произойдет перекомпенсация переходных помех. При другом, крайнем верхнем по схеме (для резистора R8) положении движков в каждом канале будет действовать сумма двух исходных сигналов, т. е. произойдет сведение двух стереофонических сигналов в один монофонический. Очевидно, что при некоторых средних положениях движков резисторов R8 и R13 можно в требуемой мере подавить переходные помехи и сохранить стереофонические сигналы.

При изготовлении каскада по схеме рис. 19 можно использовать транзисторы типа КТ364В или КТ315В, КТ315Г. Налаживание сводится к подбору со-



противлении резисторов Rl и R6 для установления на коллекторах соответствующих транзисторов {TI для Rl и ТЗ для R6) постоянного напряжения, ука-ванного на рнс. 19, измеренного относительно общего провода.

<+rss


Рис. 19

Как показала практика применения компенсатора переходных помех, взаимное влияние каналов уменьшается в среднем на 16-20 дБ и переходное затухание достигает 30-40 дБ. Коэффициент гармонических искажений около 0,1%. Входное сопротивление не менее 0,5 МОм. Полоса пропускаемых частот от 20 Гц до 20 кГц.

Стереофонические головные телефоны. Обладатели стереофонических установок нередко оказываются в трудном положении. Для обеспечения высококачественного звучания необходимо увеличивать выходную мощность усилителя до 10-20 Вт, но для сохранения покоя окружающих надо снижать громкость до минимума. Одним нз возможных компромиссов может быть применение индивидуальных громкоговорителей, оформленных подобно головным телефонам. Такие устройства могут быть моно- и стереофоническими. Появились сообщения ю создании квадрафонических головных телефонов, где на каждое ухо приходится по две малогабаритные динамические головки. Такие иидиаидуальпые громкоговорящие телефоны уже нашли широкое применение при прослушивании магнитофильмов, грампластинок, радиопередач и даже ... электромузыкальных инструментов - электроорганов, контрабасов, гитар и т. п. Такое «молчаливое» для окружающих прослушивание музыкальных программ позволяет исключить возникновение разного рода конфликтов, связанных с нарушением тишины.

Порой радиолюбители допускают ошибку, прослушивая высококачественные установки с помощью головных телефонов ТОН-1 или ТОН-2, не предназначенные для этой цели, поскольку обладают очень узкой полосой пропускаемых частот и вносят большие нелинейные искажения. Значительно лучшие результаты можно получить, если использовать специальные стереофонические головные телефоны, выпускаемые отечественной промышленностью, или сделать нх самостоятельно на базе доступных дниадгнческих головок типа 0,5ГД-30 или 0,5ГД-31. При прослушивании монофонических программ обе динамические го-



ловки соединяют синфазно, последовательно или параллельно в зависимости от требуемого сопротивления нагрузки усилителя. При прослушивании стереофонических программ каждую головку подключают к выходу соответствующего канала усилителя: головка, прикладываемая к левому уху, - к левому каналу, к правому уху - к правому каналу

Те, ко.му довелось прослушать стереопрограмму на юловньге телефоны, отмечают чистоту и прозрачность зв}чания, четкое разделение сигналов обоих каналов. Правда, при длительном прослушивании можно отметить некоторую резкость в проявлении звуков дискретных каналов по сравнению с воспроизведе-пчем через два разнесенных иа 1,5-2,0 м rpoMKOi оворителя.

Дело в том, что стереоэффект при прослушивании стереофонических программ через разнесенные между собой громкоговорители возникает также за счет относительного запаздывания и различней иптонсивности колебаний, воспринимаемых левым и правым ухом от одного и того же громкоговорителя. Оказывается, что из-за различий дальности путей, которыми проходят звуковые волны до каждого уха, наблюдается изменение чувствительности левого и правого уха в зависимости от направления прихода звука и его частоты. Причем это явление начинает проявляться на частотах, где длина волны акустических колебаний не более чем в 10 раз превышает размеры головы человека,. -1 с на частотах выше 150-200 Гц.

На страницах радиолюбительских журналов был подробно рассмотрен этот вопрос. На рис. 20 приведена зависимость относительной чувствительности левого и правого уха человека (дБ) от частоты сигнала для случая, когда звук приходит под углом 45° к слушателю.

Как видно из рис. 20, разница в

чувстБительности левого и правого уха на частотах ниже 200 Гц практически отсутствует. Зато по мере повышения частоты колебаний чувствительность левого (ближнего) уха возрастает, чувствительность правого (дальнего) уменьшается. В среднем можно считать, что на частотах выше 1 кГц чувствительность левого уха на 5 дБ выше, а правого на 10 дБ ниже, чем на нижних частотах. Если источник звука перенести вправо, то кривые чувствительности левого и правого уха поменяются местами.

0,2 0,д 0,5 0,7 1,0 2,0 3,0 5,0

/астата сагнапа,кГ1{ Рис. 20

Очевидно, что при непосредственном подключении головных телефонов к выходам левою и правого каналов усилителя такое явление наблюдаться не будет, вследствие чего и возникает ощущение дискретности источников звука. Этот недостаток может быть устранен включением между выходами усилительных каналов и динамическими головками головного телефона дополнительного устройства с перекрестными частотно-зависимыми связями, имитирующего запаздывание и изменение интенсивности звука от разнесенных громкоговорителей левого и правого каналов.

На рис. 21 приведены принципиальные схе1ы дополнительных приставок с корректирующими фильтрами, создающими перекрестные связи без каких-либо регулировок (а), и с использованием регуляторов уровня в каждом канале н стереобаланса (б). В первом варианте (рис. 21,а) головки Гр1 и Гр2 подключены к выходам соответствующих каналов стереоусилителя через ограничительные резисторы R1 и .R5 и фильтрующие цепочки R2CI, R4C3. Головки соединены резонансным контуром L2C2, зашунтированным резистором R3, и катушкой индуктивности L1. Регулировка громкости и стереобаланса осуществляется в основном УНЧ. В ряде случаев для удобства управления звучанием целесообразно регулировки помещать рядом с головными телефонами. В такой ситуации имеет преимущества приставка (рис. 21,6), позволяющая регулировать громкость и стереобаланс на значительном удалении от усилителя.

Конструктивно оба описанных выше устройства оформляют в виде печат-



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) ( 7 ) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)