Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) ( 9 ) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (9)

нофонического усилителя низкой частоты и двух дополнительных громкоговори-гелей. От приставки, описанной выше, данная конструкция отличается тем, что между движком переменною резистора R1 и входом монофонического усилителя низкой частоты включен дополнительный усилительный каскад на транзисторе TJ по схеме с общим эмиттером. Этот каскад снабжен простейшими регуля торами тембра нижних {R6 «НЧ-») и верхних {R2 «ВЧ») частот. Оба переменных резистора класса А. Вход усилителя подключается к выходу регулирующе-ю каскада через гнездо ГнЗ типа СГ-3. Поскольку каскад потребляет неболь-шоп ток (около 1 мА), то его питание может осуществляться от гальванической батареи на 9-В.


ЪЪОи

5,0 -

Dti,,0,0tf7

TI L.

SB77SC

05 10,0

R7 510

Рис. 26

ГнЗ -2

При повторетши конструкции приставки можно использовать транзистор тнп? .МП41,\ или МП42Б, согласующий трансформатор от приемника «ВС-Ф-202» или ему подобного, постоянные резисторы типа МЛТ-0,25 или МЛТ-0,5, электролитические конденсаторы тина К50-6 или К50-12, постоянные кон енсаторы типа КЛС-1 и МБМ на 160 В, а также переменные резисторы типа СП-2 или СП. Источником питания можег служить батарея «Крона ВЦ» или две батареи 3336Л, соодиисиные последовательно. Корпус приставки должен быть металлическим. Размещение громкоговорителей показано на рис. 24.

Практика показала, что применение приставки по схеме рис. 26 дает заметный эффект даже при использовании простого усилителя низкой частоты с выходной мощностью всею 2-3 В г

Псевдоквадрафоническая приставка - фазовращатель. Описанные выше приставки построены по принципу выделения и излучения двумя громкоговори-теля.ми разностного сигнала двух каналов стереофонической установки. Известны также приставки другой конструкции, где выделяется суммарный либо суммарный и разностный сигналы. Теория работы таких приставок изучена давно. Как показывает практика, они не дают саметного выигрыша в эффекте по сравнению с приставками, использующими разностный сигчал, однако, как правило, сложнее их по исполнению.

В любительской и профессиональной практике находят применение приставки, дающие заметный эффект псевдоквадрафонии за счет преобразования фазы колебаний составляющих сшнала каждого канала. В результате из каждого сигнала получается два, различающихся фазами. Основные сигналы усиливаются и воспроизводятся стереофонической установкой, а два вновь созданных усиливаются и воспроизводятся дополнительной стереофонической установкой, обычно идентичной первой. Меняя фазовые соотношения между исходными и вновь создаваемыми сигналами, можно регулировать глубину псевдоквадрафонического эффекта. Очевидно, этому способствует также использование регуляторов громкости и тембра усилителей стереофонических установок.

В нашей Стране и за рубежом предложено несколько вариантов псевдоквадрафонических приставок - фазовращателей, которые различаются фаговым Сдвигом, полосой частот, в которой наблюдается этот сдвиг, соотношением мощностей и т. д. В одтюм случае фазовращатель должен изменять фаз) всех составляющих сигнала в определенной полосе частот на угол 25°, в дру-



гом - на 135°, в третьем - на 45°, в четвертом - на 120° и т. д. Но все яе в большинстве случаев применяют широкополосные фазовращатели, создающие ортогональные сигналы, т. е. сигналы, у которых составляющие одних и тех же частот смещены относительно друг друга на угол 90 или 270°. Обычно фазовый сдвиг выдерживается в полосе частот от 50-200 Гц до 3-5 кГц. Псевдоквадрафонические установки с фазовращателем на 90° наиболее близки по своему звучанию квадрафоническим установкам.

На рис. 27 приведена принципиальная схема простого каскада-фазовращателя, создающего два ортогональных сигнала из каждого стереофонического сигнала. Каскад обеспечивает поворот фазы гармонических составляющих в полосе частот от 70 Гц до 4,3 кГц,


Рис. 27

Как видно из рис. 27, входной сигнал с выхода одного из каналов подается на гнездо Гн/, далее через конденсатор С1 на базу транзистора Tl, включенного по схеме с разделенной и равной нагрузкой. Два равных по амплитуде и противоположных по фазе напряжения сигнала, снимаемые с коллектора и эмиттера транзистора Tl, подаются на входы фазовращателя, включающего конденсаторы С2-С5 и постоянные резисторы R5-R8. Нагрузкой фазовращателя служат две цепочки R10C6 и R9C7, с когорых снимается выходное напряжение двух вновь созданных сигналов, имеющих взаимный сдвиг по фазе на 90°.

При повторении конструкции приставки - фазовращателя в первую очередь необходимо обратить внимание на подбор элементов фазовращателя с возможно большей точностью, В профессиональных приставках разброс параметров элементов допускается в пределах ±1%. В любительских условиях можно допустить отклонения от номинала до 2-3%. Поскольку наиболее распространены постоянные резисторы и конденсаторы с разбросом ±10%, то потребуется отобрать из нескольких однотипных деталей пары резисторов и конденсаторов с наименьшим отклонением от номинала.

В данном случае транзистор Tl может быть типа КТ312Б или КТ315В. Постоянные конденсаторы типа МБМ или КСО-2, КСО-5. Постоянные .резисторы типа ВС-0,25 или МЛТ-0,25, МЛТ-0,5. Выходное гнездо Гн1 типа СГ-5. К нему подключают вход двухканального усилителя одной стереофонической установки. Для преобразования фазы сигнала второго канала необходим второй каскад, полностью аналогичный первому, собранному по схеме рис. 27. В связи с этим входной разъем Гн1 может быть общим для обоих каскадов. Обычно его выбирают тина СГ-5 либо делают два раздельных гнезда, каждое из которых типа СГ-3.

Ток, потребляемый каждым каскадом, равен 5 мА; обоими каскадами - 10 мА. Поэтому питание приставки можно производить от гальванических батарей с начальным напряжением 15-18 В или стабилизированного выпрямителя с малым коэффициентом пульсаций.



многополосные электроакустические установки

Достижение высокого качества работы электроакустических установок является непростым делом. И во ыного.м трудности обусловлены широкополос-ностью усиливаемых и воспроизводимых сигналов. Так, сигнал, воспроизводящий музыкальное произведение в исполнении большого симфонического оркестра, занимает полосу частот от 20 Гц до 20 кГц, причем неравномерность амплитудно-частотной характеристики усилительного тракта пе должна превышать 3=3 дБ. Достичь этого удается не всегда. С учетом требования об ограннчеитш коэффициента гармонических искажений 0,5-1% создание высококачествстшых усилителей и громкоговорителей становится проблемой.

Давно известно, что перечисленные выше трудности можно преодолеть, если использовать многополосные электроакустические установки. Многополосными принято называть устройства, в которых исходный широкополосный сигнал разделяется с помощью специальных фильтров на ряд узких частотных полос, на которых осуществляется основное усиление сигнала и его воспроизведение. Ранее, когда УНЧ и динамические головки громкоговорителей были тромоздкн-ми, неэкономичными, многополосные электроакустические установки применялись лишь в кинотеатрах и на сцене. В дальнейшем, по море совершенствования транзисторных усилителей, создания малогабаритных и эффективных динамических головок, появилась реальная возможность осуществить принципы многополосного усиления и воспроизведения звука даже в любительских условиях.

В ттастоящее время распространены электроакустические установки с многополосными УНЧ и широкополосными усилителями, нагруженными на многополосные громкоговорители. Установки второго типа получили широкое распространение благодаря своей относительной простоте и возможности воспроизведения звука практически равномерно во всей желаемой полосе. При этом, конечно, проблемы обеспечения высокого качества усиления широкополосного сигнала по-прежнему остаются.

В установках с многополосными усилителями имеется несколько каскадов, усиливающих только некоторую часть спектра широкополосного сшнала. Нагрузкой каждого такого полосового усилителя является отдельный громкоговоритель, предназначенный для воспроизведения частот только своей полосы. При относительно большом числе полос усиливаемого сигнала (3-5 и более) в мнотополосно.ч усилителе отпадает необходимость в специальном каскаде регулятора тембра, так как имеющиеся в каждом полосовом усттлителе собственные регуляторы громкости одновременно выполняют роль регуляторов тембра. В частности, как уже говорилось при обсуждении рис. 10, с помощью трехполосного усилителя низкой частоты и трех громко!оворителей очень просто создавать эффект присутствия.

Многополосные УНЧ имеют ряд преимуществ перед широкополосными. Онч допускают работу каждого полосового усилителя с большим коэффициентом 1-армонических искажений. Упронтается регулировка тембра; облегчаются условия работы динамических головок. Но при этом усложняется конструкция и увеличивается стоимость мектроакустичсской установки. Видимо, по этим причинам большинство любительских и профессиональных электроакустических установок, в особенности многоканальных, имеют широкополосные УНЧ, натруженные на миогополосиые громкоговорители. О том, как улучшить работу громкоговорителей, пойдет разговор в следующей главе, а пока остановимся на возможных схемных рошеттиях наиболее простых установок, и.меющих две и три полосы раздольного усиления и воспроизведения звука.

При разработке многополосных УНЧ в первую очередь решается вопрос о выборе границ раздела между отдельными полосами, на которые будет делиться шпрокополоспыи сигнал. От этого во мтют ом зависит распределение мощности между полосовыми усилителя.чи. Связь между частотой раздела и мощностью канала нижних и верхних частот при двухполосном усилении и воспроизведении применительно к акустической системе, предназначешюй для воспроизведения речевых и музыкальных программ, показана на рнс. 28. Из рисунка видно, что на частотах раздела ниже 100 Гц мощности обоих каналов равны. По море увеличения частоты раздела требуемая мощность усилителя верхних 3 Зак. tie 33



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) ( 9 ) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31)