Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) ( 37 ) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (37)

Нагрузки коробчатых шин и полых пакетов с подобными сечениями шин могут быть пересчитаны по формуле

где и Рз - сравниваемые периметры сечений шин;

г, и Гз - омические сопротивления шин при температуре 70° С; Дб, и Д6 - превышение температуры шин над температурами

окружающего воздуха. Экономическая плотность тока для коробчатых шин и полых пакетов. Для коробчатых шин и полых пакетов экономическая плотность тока определяется так же, как и для многополосных шин обычной конструкции, но при этом учитывается коэффициент k, определяющий зависимость экономической плотности тока от отношения активного сопротивления шины при переменном токе к сопротивлению при постоянном токе и стоимости шины при увеличении сечения.

, Для всего сортамента медных и алюминиевых шин коробчатой формы этот поправочный коэффициент принимается 1,05, а для шин, выполненных в форме полых пакетов,- 1,1.

§ 33. РАСЧЕТ КОРОБЧАТЫХ ШИН И ПОЛЫХ ПАКЕТОВ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ ПРИ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЯХ

Напряжение в материале шин при электродинамических взаимодействиях определяется как сумма напряжений от взаимодействия фаз (оф) и от взаимодействия элементов шинной конструкции, принадлежащей к одной фазе (оп), т. е.

Орасч = Оф + (163)

Эта величина не должна превышать допустимое напряжение

Срасч -С Сдоп.

Выполнение этого условия достигается соответствующим выбором расстояния между шинами и между изоляторами, установкой прокладок между швеллерами коробчатых шин или жестким соединением швеллеров при помощи планок, установкой дополнительных распорок между полосами полых пакетов.

Для более ответственных цепей (генераторов, трансформаторов, сборных шин и т. д.) параметры коробчатых шин и полых пакетов (размеры сечения, пролеты между изоляторами и прокладками, планками, распорками) должны выбираться так, чтобы исключалась возможность возникновения резонансных явлений, которые могут вызываться резонансом частот колебаний шинной конструкции и частот колебаний электродинамической силы во время короткого замыкания.



Во избежание указанного явления необходимо, чтобы расчетная частота собственных колебаний элементов шинной конструкции была вне диапазона 30-160 гц, т. е. частот, близких к промышленной или удвоенный промышленной частоте тока.

Механическое напряжение в шине Оф от взаимодействия фаз определяется по формуле

о,;= 1,76 X

X 10"кг/см,

(164) "L

где 1у

Рис. 39. Горизонтальное расположение коробчатых шин.

33 сг:

Рис. 38. Верти- кальное расположение лоробча- Рис. 40. Силы взаимодей-тых шин. ствия элементов одного швеллера с элементами другого швеллера.

- ударный ток трехфазного короткого замыкания, ка; расстояние между осями шин смежных фаз, см;

- пролет между изоляторами, см; расчетный момент сопротивления сечения шин, см.

При вертикальном расположении коробчатых шин расчетная величина момента сопротивления W = = 2 Г, (рис. 38).

При горизонтальном расположении шин и неплотном соединении швеллеров между собой (рис. 39)

W = 2Wy.

При жестком соединении швеллеров W =¥у. W и Wy - моменты сопротивления сечения швеллера относительно его главных осей инерции х-х и у-у; Wу.-момент сопротивления сечения шины двух швеллеров относительно его заданной оси инерции г/ц - у.

Значения моментов сопротивления Wх, Wy и Wприведены в справочных данных для каждого стандартного сечения.

Механическое напряжение от взаимодействия элементов одной шины (фазы) определяется по формуле

кгсм,

(165)

где /п - расстояние между осями прокладок или в свету между планками;

/п - сила взаимодействия швеллеров, кг/см. fn принимается равной сумме проекций на ось х.- х сил взаимодействия каждого элемента одного швеллера и каждого элемента другого швеллера (рис. 40)

/п = 2Лг +/22+2/l3+4/,2.

(166) 115



Составляющие fj-; f-, /13fi2 определяются по формуле

= 2,04 • 10- ktm кг/см, (167)

где iyi и jy„, - токи, протекаемые по рассматриваемым элементам / и т, ка;

im - расстояние между элементами (рис. 40), см.

-\Ь\-

.--а-

а -

Рис. 41. Положение- Рис. 42. Положение шин для Рис. 43. Положение шин

шин для определения определения коэффициента для определения коэффи-

коэффициента формы формы (случай 2). . (случай 1).

циента формы .(случай 3).

Коэффициент формы ki„ для случая / (рис. 41) определяется по приближенной формуле

<1т

1 a{a+h),

- ~п -«Гз-п

a + h

1 a{a-h) + 2 да

+ р arctg

a + h

2ас , а , ас , а - h arctg- + , arctg -

для случая 2 (рис. 42)

arctg •

ala-jj hhi

arctg-

(168)

для случаев 3 и 4 (рис. 43, 44) значение коэффициента fe/ определяется по кри--1 вым (см. рис. 36).

- Порядок расчета коробчатых шин на механическую прочность следующий: 1. По принятым величинам I, а, W я Рис. 44. Положение шин для по формуле (164) определяется напряже-определения коэффициента ние (аф), возникающее от взаимодействия формы (случаи 4). jjpjj коротких замыканиях.



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) ( 37 ) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92)