Главная -> Книги

( 0 ) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124) (0)

интеграция

Все еизложенное ставит вопрос о необходимости подготовки специалистов в области разработки микро- и мини-ЭВМ на основе микропроцессоров и комплектов типовых БИС, а также применения указанных средств в системах различного назначения. Однако в настоящее время одной из основных трудностей в решении данной задачи является отсутствие систематизированной учебно-методической литературы по указанному кругу вопросов.

Предлагаемое учебное пособие является одной из первых попыток систематизировать вопросы организации и проектирования микро- и мини-ЭВМ на основе мирового и отечественного опыта подобных разработок, а также опыта, приобретенного авторами при выполнении ряда НИР и при подготовке соответствующих учебных курсов.

Отличительной чертой настоящего пособия является единый подход к рассмотрению организации и проектиро-



вания аппаратных и программных средств для микро- и мини-ЭВМ, которые в настоящее время различаются, по существу, только стоимостью и комплектом программ, составляющих систему программного обеспечения.

При этом рассмотрение проводится как с позиций проектировщика микро- и мини-ЭВМ, так и с позиций пользователя. В качестве примеров конкретных машин, иллюстрирующих основные вопросы, анализируемые в пособии, используются лучшие образцы отечественных и зарубежных микро- и мини-ЭВМ, получившие большое распространение.

В тексте книги термином «процессоры СМ» определяются процессоры микро-ЭВМ «Электроника-бО», мини-ЭВМ СМ-3 (4), имеющие единую архитектуру и программную совместимость.

Важное место в пособии занимают вопросы, посвященные программному обеспечению малых ЭВМ, и методы его разработки на кросс-средствах и резидентных средствах.

Рассматриваются вопросы организации мультипрограммной работы микро- и мини-ЭВМ, что связано с их широким использованием в системах реального времени. Обсуждаются вопросы организации распределенных систем, создание которых становится экономически оправданным с появлением микропроцессоров, и анализируются основные области применения микро- и мини-ЭВМ.

В основу настоящего пособия положены курсы лекций, прочитанных авторами с 1975 г. в Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина), Ленинградском институте авиационного приборостроения и Рязанском радиотехническом институте, а также на ряде факультетов повышения квалификации преподавателей и инженеров.

Изложение материала иллюстрируется практическими примерами, связанными с реальными НИР, выполненными под руководством и при непосредственном участии авторов. В конце каждой главы приводятся контрольные вопросы для проверки усвоения материала.

Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений по специальностям 0608, 0647 и 0654 и может быть рекомендовано студентам смежных специальностей 0646, 0648, 0627 и др., а также аспирантам и инженерно-техническим работникам.

Отзывы о книге, замечания и пожелания просьба присылать по адресу: 191041, Ленинград, Марсово поле, д. 1, Ленинградское отделение Энергоатомиздата.

Авторы



ГЛАВА ПЕРВАЯ

многофункциональность и специализация

в вычислительной технике

1-1. ПРИНЦИП МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АППАРАТНЫХ и ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ

Анализ эволюции систем обработки информации показывает, что по мере развития систем, усложнения и расширения реализуемых ими функций наиболее эффективными и жизнеспособными являются системы, в которых расширение функциональных возможностей элементов, находяш,их-ся на различных уровнях иерархии системы, опережает рост их сложности.

Диалектические противоположности «многофункциональность и специализация», «интеграция и дифференциация функций» являются источником развития систем.

Развитие систем идет по диалектической спирали. Расширение витков спирали во времени соответствует расширению спектра функций (числа задач), реализуемых системой. Каждая точка на витке спирали соответствует определенному соотношению между многофункциональными и специальными элементами (модулями) системы. Переход на новый виток соответствует скачку в «технологии» создания системы.

На каждом этапе своего развития системы представляют собой совокупность многофункциональных и специализированных элементов, соотношение между которыми изменяется от преобладания многофункциональных элементов в начале этапа до преобладания разнородных специализированных объектов в конце его. Каждому этапу развития соответствует определенный виток диалектической спирали.

Диалектические противоположности многофункциональность и специализация постоянно сосуществуют на всех уровнях развития систем. Для систем обработки информации многофункциональность и специализация сосуществуют на всех уровнях аппаратных и программных средств.

Анализ развития вычислительной техники убедительно иллюстрирует периодическое изменение соотношения между многофункциональными и специализированными средствами на различных этапах развития.



( 0 ) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124)