Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) ( 76 ) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124) (76)

Работа мультиплексора с временным разделением основана на выделении каждому медленнодействующему каналу фиксированных временных интервалов, В составе устройства имеется несколько регистров, по одному на каждый медленнодействующий канал. Символы от источника принимаются в соответствующий регистр, а мультиплексор последовательно сканирует регистры и с большой скоростью направляет содержащиеся в них символы в модем. Если опрашиваемый регистр не содержит кода символа, в соответствующем временном интервале передается пустой символ. Демультиплексор разделяет принимаемый поток с учетом порядка сканирования.

Техника средств связи постоянно совершенствуется и усложняется, что особенно стимулируется созданием сетей ЭВМ. На смену простым мультиплексорам идут статистические мультиплексоры, сложные концентраторы данных и связные процессоры на базе мини-ЭВМ.

«-5. СИМВОЛЬНЫЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ ДИСПЛЕИ

Современные периферийные устройства с электроннолучевыми трубками (ЭЛТ), получившие общее название дисплеев, предназначены в основном для вывода информации в удобной для пользователя форме. При оснащении их другими устройствами типа клавиатуры, светового пера и другими пользователь может осуществлять и ввод информации, поэтому большинство дисплеев относится к интерактивным устройствам ввода-вывода. Дисплей с клавиатурой называется также видеомонитором и видеодисплеем, а комплекс устройств на базе дисплея, включающий клавиатуру, принтер, перфоленточное оборудование, память и средства связи с ЭВМ, называется видеотерминалом или интеллектуальным терминалом. В состав таких терминалов входит микропроцессор или микро-ЭВМ и предусматривается довольно обширный набор программных средств.

На экран символьного (алфавитно-цифрового) дисплея выводятся только буквенно-цифровые тексты, а графический дисплей позволяет выводить информацию в графической форме (чертежи, схемы, диаграммы и т.п.). Графические дисплеи намного сложнее символьных и рассчитаны на подключение к довольно мощной ЭВМ.

Символьный дисплей выполняет следующие функции: вывод (индикация) содержимого текстовых файлов, например, исходных программ на языке ассемблера, интерактивное взаимодействие с пользователем посредством тек-



стовых сообщений (например, в обучающих системах) и редактирование текстов с клавиатуры. По существу, эти функции дисплея напоминают функции быстродействующего принтера, не имеющего движущихся частей и не требу ющего бумаги.

В прошлом было разработано много способов формирования изображений символов на экране ЭЛТ (функциональное управление лучом, кусочно-линейная аппроксимация контуров символов, локальный микрорастр и др.). Сейчас в символьных дисплеях наиболее распространено растровое сканирование с формированием точечных изображений символов. С помощью двух ортогональных управляющих воздействий, подаваемых в отклоняющую систему ЭЛТ, электронный луч перемещается на экране по регулярной траектории, состоящей из отдельных строк (или линий) растра. Обычно луч движется из верхнего левого угла экрана слева направо и сверху вниз, как показано на рис. 6-7, а. Управляющими воздействиями являются напряжения Ux, Uy в электростатических отклоняющих системах или токи Ix, Iy в электромагнитных системах. Сами управляющие воздействия могут быть непрерывными или дискретными. В первом случае эти воздействия формируются генераторами разверток, а во втором - с помощью двух счетчиков и цифро-аналоговых преобразователей.

Когда луч достигает конца строки растра, он быстро возвращается в начало следующей строки. Во время строчного обратного хода, определяемого сигналом HSYNC горизонтальной, или строчной, синхронизации, луч выключается


Б) Импульсы подсвета

Уровень „

белого

Уровень черного

HSYNC

VSYNC

Рис. 6-7. Формирование растра на экране ЭЛТ (а), типичный видеосигнал (б)

/ - экран; 2 - строки растра; 3 - строчный обратный ход; 4 - кадровый обратный ход



и на экране обратный ход невидим. По прохождении по-• следней строки луч смещается в начало самой первой строки. Это движение, во время которого луч также выключается, называется кадровым обратным ходом и вызывается сигналом VSYNC вертикальной, или кадровой, синхронизации.

Для образования на экране четких, немерцающих изображений построение растра должно осуществляться периодически с частотой 40-60 Гц. Во многих дисплеях эта частота регенерации установлена равной 50 Гц, т. е. частоте напряжения сети.

Управление символьной информацией производится по цепи модулятора, на котором напряжение видеосигнала определяет интенсивность электронного луча и яркость свечения экрана. Типичный вид составного видеосигнала, в котором объединены сигналы данных и сигналы горизонтальной и вертикальной синхронизации, приведен на рис. 6-7, б. Такой сигнал можно передавать по одному коаксиальному кабелю на большие расстояния.

Рабочее поле экрана, т. е. его центральная часть, где нелинейные искажения минимальны, разбивается на большое число точек или элементов изображения. Путем подсвета требуемых комбинаций элементов на экране формируется любое изображение. В простых черно-белыХ изображениях каждому элементу экрана соответствует один бит в оперативной памяти: если он содержит единицу, элемент подсвечивается (белый), а если нуль -элемент остается неподсвеченным (черный).

Точечные изображения символов формируются на матрице, имеющей 5x7, 7x9 или 10x14 элементов (рис. 6-8). Число символов в строке текста, занимающей соответственно 7, 9 нли 14 строк растра, обычно составляет 80, что отвечает емкости одной перфокарты, но иногда доходит до

ДВи)кеиие луча

«3 о

Элементы изображения

□□□□□

□□□□а

Qmpom растра Позиции символов

Рис. 6-8. Точечные изображения сигналов

<



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) ( 76 ) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124)