Главная -> Книги

(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) ( 78 ) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124) (78)

tiabop графических-элементов

• о о

о о т

о • о

>

о о •

о о •

Экран

О ote

ООО ООО ООО

о о1о о о • о • о

ООО ООО

о о •

• • о

• • о

о • о

ООО 1 о О • \ о •

• о о

ООО ООО

о • о

• о о

• о о

о • а о • о

dSo • о dS9 о о •

ООО ООО ООО

ООО ООО ООО

• о о

• о о

• о о

о • о о • о • о о

о о о

о о • о о • о о •

дч,о о

ООО ООО

• о •

• • о

• о о

ООО ООО ООО

о о о

ООО ООО ООО

ООО ООО ООО

ООО ООО ООО

ООО ООО ООО

ООО ООО ООО

о о о

Рис. 6-10. Формирование изображения из графических элементов

элементов составляют ничтожную часть от 2" возможных комбинаций на матрице 8X10.

В другой разновидности дисплея матрица 8x9 разделена на шесть адресуемых графических элементов 4X3, каждый из которых может быть включен или выключен. На рис. 6-11 показано, что управление состоянием элементов осуществляется входным 6-битным кодом, однозначно связанным с нумерацией элементов. Старший бит Ь? содержит нуль, следующий бит be определяет графическое изображение (Ьб=0) или символ (Ьб=1), биты bs-Ьо представляют либо состояние элементов (1 - включен, О-вы-

О Признак


00 111001 Рис. 6-11. Графические элементы на матрице 8x9



ключей), либо код символа. Последовательность входных кодов определяет изображение, формируемое на экране дисплея. Дополнительные управляющие коды задают цвет, мерцание и другие атрибуты изображения.

Дисплей с векторным (произвольным) сканированием имеет специализированный дисплейный процессор, выполняющий разнообразные функции формирования изображений, интерфейса с ЭВМ и взаимодействия с пользователем. Если в растровом дисплее луч в продолжение кадра последовательно проходит все элементы экрана, то при векторном сканировании луч движется только по отрезкам прямых или кривых (дуги окружностей или эллипсов), образующим собственно выводимое изображение. Одним из основных узлов дисплейного процессора является векто-граф - устройство для формирования на экране отрезков прямых.

Экраны, чувствительные к прикосновениям. Стремление упростить взаимодействие пользователя с дисплеем привело к разработке экранов, чувствительных к прикосновениям. Имеется несколько конструкций таких экранов.

Акустическое, перо при касании экрана формирует ультразвуковой сигнал. Микрофоны, расположенные по периферии экрана, воспринимают ультразвук, который распространяется в воздухе со скоростью 330 м/с. Время, необходимое для достижения микрофонов, пропорционально расстоянию пера до каждого из них. Место касания пера определяется посредством вычисления координат источника ультразвука. Так как положение индицируемых данных в эквивалентных координатах также известно, программа идентифицирует символьный или графический элемент, выбираемый акустическим пером.

В дисплеях, опирающихся на свойство отражения ультразвука, пьезоэлектрические преобразователи на краях экрана генерируют ультразвуковые колебания. Отражен-ные от зонда сигналы улавливаются микрофонами и преобразуются в координаты зонда.

Наконец, емкостные датчики положения представляют собой матрицу оптически прозрачных емкостных площадок, каждая из которых образует электрически изолированную поверхность. Контакт пальца с площадкой изменяет ее емкость. Сигнал об этом передается в контроллер по тонким проводникам, встроенным в специальное покрытие, экрана. Информация о месте касания закодирована в изменении емкости одной или нескольких площадок.

В заключение относительно дисплеев отметим следую-



щее. Один из недостатков дисплея заключается в наличии самой достаточно сложной и громоздкой ЭЛТ, требующей для работы высоких напряжений и мощных отклоняющих сигналов. Периодически в литературе появляются прогнозы о замене ЭЛТ более удобными и компактными газоразрядными или жидкокристаллическими индикаторами. Однако многие специалисты придерживаются того мнения, что до конца XX века дисплей будет наиболее распространенным интерактивным периферийным устройством.

6-6. НАКОПИТЕЛИ НА МАГНИТНЫХ ДИСКАХ

Накопители на магнитных дисках (НМД) щироко применяются во всех современных ЭВМ в качестве массовой памяти со сравнительно небольшим временем обращения, которое составляет в зависимости от типа накопителя несколько десятков или сотен миллисекунд. Такое время обращения позволяет называть НМД памятью с прямым,/ или непосредственным, доступом.

Данные хранятся в последовательной форме на концентрических дорожках, число которых варьируется от 40 до 815. Дорожки °Р°"


Сектор О

Дорожка 00

Метки


Дорожка 75,

jiopomna 00

Рис. 6-12. Формат магнитного диска (а), гибкий магнитный диск (б)



(0) (1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) (8) (9) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) ( 78 ) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96) (97) (98) (99) (100) (101) (102) (103) (104) (105) (106) (107) (108) (109) (110) (111) (112) (113) (114) (115) (116) (117) (118) (119) (120) (121) (122) (123) (124)